Историческое поселение Пермского края
Архитектура Свято-Троицкой церкви

Архитектура Свято-Троицкой церкви

Свято-Троицкая церковь, выстроенная в середине XIX века, по общей композиции и ряду деталей близка к “образцовым” (типовым) проектам церквей в русско-византийском стиле Константина Тона, увидевшим свет в 1838 и 1844, и получившим высочайшее одобрение Николая I.

…при составлении проектов на построение православных церквей, преимущественно и по возможности должен быть сохраняем вкус древнего византийского зодчества. Для сего могут с пользою применяемы в соображение чертежи, составленные на построение православных церквей профессором архитектуры Константином Тоном.

23 марта 1841 г.

Сходство с тоновскими проектами, в основе многих из которых лежит трехчастный приходской тип храма, кажется несомненным, и вызывает у местных краеведов предположения об участии в проектировании кого-то из учеников К. А. Тона. При этом храм не воспроизводит дословно ни один из “образцовых” проектов, но имеет ряд особенностей, которым сложно найти аналоги. Анализу общих черт и особенностей посвящена эта статья.

Общий план храма

Очертания плана скорее нетипичны для тоновских проектов. У Константина Андреевича Тона в храмах, основанных на трехчастной композиции, трапезная неизменно уже основного объема, а притвор с колокольней представляет еще более узкий квадрат. В кыновской церкви все три части имеют одну ширину. Значительная ширина трапезной определяется, скорее всего, тем, что она была предназначена для отдельной теплой Введенской церкви, и лишь в 1898 году была объединена в единое пространство с главной церковью.

Из-за широкого основания притвора под колокольней ее композиция не имеет аналогов. Над двумя нижними широкими ярусами на невысоком основании-четверике стоит восьмерик звона с шатровым завершением, характерным для тоновских проектов. Четверик колокольни на уровне третьего яруса окружен четырьмя крупными килевидными кокошниками – подобный прием был использован в тоновской церкви святой Екатерины в Екатерингофе. Но, в отличие от последней, только восточный и западный кокошники примыкают непосредственно к колокольне, а боковые выдвинуты на ширину притвора в виде аттиков.

Кокошники в основании церкви Екатерины в Екатерингофе (К. А. Тон, 1831-1837).
Кокошники в основании кыновской церкви.
Фото Л. Салуниной

Весьма необычным является и планировка алтарной части. У К. А. Тона в проектах трехчастных храмов апсида имеет округлые очертания. У кыновской церкви алтарный выступ четырехгранный, покрыт бочковидной крышей – такое решение в других русско-византийских храмах XIX века не встречается.

Завершение четверика

Завершение четверика основного объема церкви напоминает завершения “образцовых” храмов Константина Тона в русско-византийском стиле, на которых центральный, более крупный килевидный кокошник окружен двумя кокошниками меньшего радиуса (подобный прием применен и на Храме Христа Спасителя). Этот прием, в свою очередь, копирует выразительное позакомарное завершение древнерусских храмов. Однако в кыновской церкви применено своеобразное решение: если выступ центрального кокошника действительно формирует завершение стены, то очертания боковых кокошников только намечены рельефным архивольтом на поверхности прямоугольного аттика. Сравнение можно видеть на следующей схеме.

Схематическое изображение завершения четверика (выше уровня венчающего карниза) на «образцовых» храмах К. Тона и на Свято-Троицкой церкви в Кыну
Завершение четверика Свято-Троицкой церкви. Фото: Л. Салунина

Такое решение привело к тому, что на побеленной стене храма боковые кокошники почти не читаются, и с расстояния завершение стены основного объема выглядит завершенным не ярусом кокошников, а барочным полуглавием1, широко распространенном в церковном зодчестве Пермской губернии2. Это хорошо видно на снимке Прокудина-Горского и других старых фотографиях.

Кыновский храм на дореволюционном фото неизвестного автора
Успенская церковь в Кунгуре. Фото A.Savin (WikiCommons), FAL, via Wikimedia Commons

Можно предположить, что архитектор храма специально применил такое решение, чтобы сделать церковь более похожей на традиционные храмы Урала, где древнерусское зодчество практически отсутствует, а массовое строительство православных церквей началось в барочную эпоху3.

Наличники

Окна храма увенчаны “разорванными фронтонами”, которые в русской архитектуре прочно связывают с московским (“нарышкинским”) барокко – стилем конца XVII – начала XVIII века. Несмотря на слово “московское”, этот стиль представлен и в Пермском крае: к нему относят, например, знаменитую церковь Николая Чудотворца в Ныробе. В Пермской губернии, однако, распространился другой тип нарышкинского наличника, завершенный спиральными завитками – такой наличник иногда называют “бухвостовским”4 или же волютами. Такой тип наличников был распространен в Пермской губернии не только в начале XVIII века (Церковь Иоанна Богослова в Чердынском Иоанно-Богословском монастыре, 1718), но и на протяжении всего XVII века, в том числе в зрелом уральском барокко (Введенская церковь на Богословском заводе, 1761-1776). Наличники с разорванными фронтонами на Урале в XVIII веке встречаются редко.

Кажется вполне очевидным, что разорванный фронтон попал в Кын из альбомов Тона – такой тип наличника используется в целом ряде его проектов. У наличников Кыновской церкви есть заметная особенность: свод окна расположен так высоко, что его архивольт разрывает нижний карниз фронтона. Такой прием совершенно нехарактерен для нарышкинского стиля, но он встречается в тоновских альбомах, а по пропорциям наиболее близки кыновскому храму наличники собора Боголюбского монастыря (К. А. Тон,1855-1866).

Наличники с разорванными фронтонами в проектах К. А. Тона
Наличник церкви в Кыну

Хотя наличники Свято-Троицкой имеют явное “тоновское” происхождение, примечательно, что из идей Тона архитектор собора выбрал наличник именно “нарышкинского” типа, который для Пермского края является намного более традиционным и привычным, нежели “узорочный” наличник с килевидным завершением.


  1. полуглавие – направленный вверх изгиб в центральной части карниза, завершения стены 

  2. Успенская церковь в Кунгуре, Церковь Филиппа Митрополита в селе Филипповка, Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Березниках, Воскресенский собор в Чердыни и др. 

  3. Интересно, что Успенская церковь на Егошихинском кладбище в Перми, выстроенная в начале XX века в псевдорусском стиле, тоже завершена полуглавиями 

  4. К. Ю. Шумов, Декор Енисейских храмов – http://naov.ru/articles/97_dekor-eniseyiskih-hramov-xviii-veka.html

    Каптиков А. Ю. Об одном “межрегиональном” типе барочного наличника // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2014. – № 1. – С. 29-34. – https://cyberleninka.ru/article/n/ob-odnom-mezhregionalnom-tipe-barochnogo-nalichnika/viewer