Кыновское литье
Кыновской завод существовал 150 лет: с 1760 по 1910 год. Художественное литье было ориентировано на массового потребителя, соответствовало народным вкусам, народным представлениям о красоте. Поэтому оно является народным искусством. Но это не народное крестьянское искусство, а искусство заводского поселка и города.
По назначению кыновское литье можно разделить на несколько групп:
- Печное литье. Это малые и большие печные дверцы с барельефами.
- Кухонная и бытовая утварь. Это формы для выпечки вафель, пирогов, кексов, ступы, подносы.
- Литье для церкви: крест, распятие, плиты для пола, церковные решетки.
- Предметы для кабинета: портрет А. С. Пушкина, ажурная тарелка с наядами, декоративный поднос «виноградный лист».
- Мемориальное литье. Это намогильные плиты, табличка с цеха «1875».
Большое число старинных чугунных предметов было сдано в металлолом в последние 15-20 лет и безвозвратно утрачено, но некоторые предметы все еще хранятся в домах односельчан и продолжают служить им: это печное литье и формы для выпечки вафель. Несколько предметов находятся в Свято-Троицкой церкви села: это чугунное распятие, чугунный напрестольный крест, узорные плиты для пола, остатки чугунной решетки. Можно найти литье и на сельском кладбище: сохранилось несколько чугунных намогильных плит 19- 20 вв. Церковные плиты можно найти на порогах сельских домов: жители села растаскивали их из разоренного храма и даже с кладбища. Сейчас начался обратный процесс: некоторые кыновляне возвращают плиты обратно в церковь.
В художественном литье Кыновского завода можно выделить художественные стили:
- Классицизм. В этом стиле выполнены печные дверцы, посвященные войне 1812 г. На них изображены триумфальные колесницы, воинские трофеи, конные статуи.
- Реализм. К нему можно отнести портрет А.С.Пушкина, печную дверцу с катающимися крестьянскими детьми, формы для выпечки «виноградная гроздь» и «осетр», декоративный поднос «виноградный лист».
- Церковное искусство. Оно отличается тем, что соответствует церковным канонам. Это напрестольный крест, «распятие с предстоящими», намогильная плита, плиты для пола. Есть два типа плит: один с изображением лучистого круга и второй тип –шестиконечная звезда из пальмовых ветвей в венке из пальмовых листьев. Второй тип напоминает о входе Иисуса Христа в Иерусалим, когда перед ним стелили пальмовые ветви. Края плиты украшены растительным орнаментом – это вьющееся растение аканф, чье изображение издавна украшает православные храмы, напоминая о райском саде. Интересно, что похожие плиты отливал Лысьвенский завод.
Художественное литье уральских заводов
По сложности моделей и качеству исполнения кыновское художественное литье уступает каслинскому. Однако, если сравнить кыновское и лысьвенское литье, то как по ассортименту, так и по качеству, Кыновской завод превосходит Лысьвенский.
Уже в эпоху Петра Первого на Каменском и Невьянском заводах отливались первые художественные изделия из чугуна. Это были плиты для пола, решетки и колонны. Это литье служило целям монументального оформления. И лишь спустя сто лет, то есть во втором десятилетии 19 века, появились малые формы литья, камерное литье. Это были небольшие статуэтки, фигурки, иконы, рельефы на посуде и бытовых предметах. Особым спросом пользовались намогильные и мемориальные плиты. Массовое изготовление фигурного и художественного литья разворачивается в 40-е годы 19 века. Эта продукция массово выпускалась на Каменском, Кыштымском, Кушчинскому, Верх-Исетском. Каслинском, Чермозовском, Пожевском, Нижнетагильском, Билимбаевском, Кыновском заводах.1
Среди этих заводов особо выделяется Каслинский. Именно его изделия мы знаем, как Каслинское литьё. Произведения этого завода стали визитной карточкой уральского литья. Завод был заложен в 1747 г. Яковом Коробковым, а уже в 1752 г. перекуплен Н. Н. Демидовым. Завод, войдя в Кыштымский горный округ, специализировался на выплавке чугуна и производстве полосного железа.2
В начале 19 в. чугунолитейное производство в Каслях было приобретено купцом 1-й гильдии Л. Расторгуевым, и с этого времени здесь начинается производство художественных изделий. Уже в 1830-е гг. Касли становятся известны как центр отливки высокохудожественных решеток, оград, половых плит с орнаментальными рельефами, а также надгробных памятников (Губкин О. П. Художественное литье XIX-XX веков – Каталог Екатеринбург. Автограф. 2005.)). Большую роль в истории каслинского художественного чугунного литья сыграл скульптор Михаил Денисович Канаев (1830-1880 гг.) М. Д. Канаев учился в Академии художеств. В 1855 году ему было присвоено звание художника по скульптуре. Приехав в Касли, скульптор организует при заводе школу, в которой обучает мастеровых лепке и формовке. Значительное место в каслинском литье занимали, и занимают поныне, произведения П. К. Клодта (1805-1867). Это знаменитые кони Аничкова моста, кобыла с жеребенком, конные статуэтки русских императоров Николая Первого и Александра Второго. В конце 19 века на заводе стали работать по моделям скульпторов Е. Лансере и его учителя Н. Либериха.
С 1809 г. заводом руководил Л. И. Расторгуев, который понял выгодность нового товара и создал условия для производства. Он привлек на свой завод мастеров, художников-скульпторов, обучил новому делу рабочих, рекламировал продукцию завода на российских и международных выставках в Париже и Стокгольме. С тех пор Художественное литье стало основной продукцией завода.
Лысьвенского литья сохранилось немного. Его главной продукцией в 19 веке был железный прокат, а фигурное литье выпускалось в основном для местных нужд. Но зато сейчас Лысьвенский завод занимается литьем в том числе и художественным. Например, там был отлит памятник для села Кын: «Начало Пермского края».
Заключение
Художественное литье Кыновского завода является частью горнозаводского искусства Урала. Самыми замечательными проявлениями горнозаводского искусства являются Каслинское литьё, Златоустовская гравюра на стали, Нижнетагильская роспись по металлу, Суксунская медь, камнерезное и ювелирное искусство. И пусть литье Кыновского завода не достигло высот каслинского литья, оно является свидетелем своего времени. Эти предметы украшали крестьянские избы, купеческие особняки и рабочий быт. Кыновское литье рассказывает нам о художественных вкусах своих создателей и покупателей, об их быте, о промышленных технологиях и мастерстве наших предков.