Историческое поселение Пермского края
Семейные традиции

Семейные традиции

У каждой семьи есть своя история о том, как она создавалась, как рождались дети и как они женились и выходили замуж. В этой статье мы собрали различные обряды, традиции и общие сведения о том, как же праздновались в Кыну такие знаменательные события.

Родины и крещение

Рождение ребенка отмечали простой праздничной трапезой, не проводя никаких особенных обрядов. Женщины вообще не очень охотно рассказывали о своих детях в раннем возрасте.

В советское время местный храм разорили, но детей не перестали крестить. И православные, и старообрядцы проводили этот обряд на Чусовой. Реже – дома, в закрытой комнате. Во время крещения присутствовали только батюшка (старейшина у кержаков) и крестные.

Крестных ребенка выбирали из родственников. Нам даже встретился случай, когда крестной девочки была ее собственная мать.

На крестины также не готовили никаких особенных блюд. Несмотря на то, что крещение ребенка было церковным таинством, многими оно воспринималось как нечто обыденное:

Как бы это вот обыденность. С одной стороны это основа жизни. И то есть как бы вот большому [значению] не придавалось. Это нормально. Таинство. Но обязательно это [крещение] должно быть.

Вера Николаевна симонова

Свадьба

В брак вступали не слишком рано: девушки чаще всего сразу после 18, молодые люди – немного позже. Однако иногда браки заключались и в более раннем возрасте.

Раньше, работницу надо, так вон как рано женили. Ребята-то не знают еще, что делать с девкой-то. Женят их. Работницу надо в дом, поэтому ревет, да женится.

михаил евгеньевич елохов

Воспоминания об обряде сватовства разнятся: согласно одной из версий жених приходит в дом к невесте один, без какого-либо сопровождения, и приносит с собой икону, согласно другой – жених приходит к невесте вместе с замужними членами его семьи и дарит что-то сладкое. Обряд был не особо популярен среди молодежи начала 1970-ых, но все же иногда проводился по требованию родителей. Свадьбу играли через месяц после успешного сватовства.

Фото свадьбы из архива Татьяны Николаевны Старковой

Раньше регистрация проходила в сельсовете, а позже действие перенесли в кыновской клуб ( сейчас “Кыновский Народный дом”), где регистрировали браки прямо на сцене, но позже церемонию стали проводить в фойе.

По традиции свадьба длится 2 дня, первый день празднуют у семьи невесты, второй день – у семьи жениха. В первый день накрывают полноценный праздничный стол, во второй же, чаще всего, пьют чай и едят сладкое.

На праздничном столе всегда присутствуют холодец, винегрет, большие пироги с различными начинками и каравай1. Его подают на специальном расшитом полотенце, которое называется “рушник”. Невеста с женихом первыми откусывают каравай, посыпая его солью. Оставшееся съедают гости. Однако сейчас этот обряд не очень популярен.

Часто на свадьбах проводилось много небольших обрядов, суть которых заключалась в требовании выкупа. Например, друзья жениха просили выкуп поцелуями у подружек невесты за украденную туфельку невесты (или же саму невесту). Так же предлагалось выкупить только принесенный на стол пирог. Накрыв полотенцем, его обносили вокруг стола, а гости кидали сверху деньги и конфеты.

В общем все идет с конфетами, с деньгами, с вином.

Галина андреевна иглинова

По словам наших информантов, в Кыну свадьбы совершенно обыкновенные. Однако несколько интересных обрядов все же удалось записать:

  • Молодожены должны быстро подметать пол в доме, пока гости бросают на него все больше монет. Задача невесты – оставить пол чистым;
  • Пока машина с новобрачными медленно едет, перед ней срубают дерево так, чтобы оно перегораживало дорогу. Чтобы убрать преграду с пути, молодым нужно выполнить задание, выбранное гостями. Таких испытаний может быть несколько;
  • В день свадьбы тещу катали в корыте по болотам. Сейчас эта традиция считается утраченной.

Похороны

Православные похороны

Обмывание происходит в доме. Умершего кладут на стол или на доску, положенную на табуретки. Под голову обязательно что-то кладут, хотя бы тряпки. После завершения процесса использованную воду сливают на улицу, в передний угол дома, а полотенца или тряпки, которыми обтирали покойного, отдают обмывавшим, это могут быть и родственники. Пол же в доме моет обязательно чужой человек.

В Кыну существовала такая традиция: когда тело умершего выносили из дома, родственники должны были посидеть на табуретках, на которых лежала доска с телом. Это делалось для того, чтобы мертвый не вернулся.

Похороны Александры Тимофеевны Тиуновой 1940 г.

В гроб кладут подушку, набитую мочалом или веником (сухими березовыми листьями). На дно кладут опилки, получившиеся при изготовлении гроба.

Когда гроб везут на кладбище, по обе стороны от него идут родственники, и только потом едут машины. Однако четкого порядка процессии нет, идут многие жители, в том числе и дети. Раньше к кладбищу гроб везли на лошадях, сейчас их заменили машины. Из-за этого изменилась и традиция похорон. Например, в Кыну есть обычай кидать на дорогу еловые ветки, которые по одной из версий обозначают следы покойника (но существуют и другие трактовки). Раньше ветки бросали перед гробом, а сейчас кидают сзади. Дорогу часто посыпают пшеном. Об этой традиции нам рассказали подробнее:

Я думаю, что она уже, эта традиция, немного переиначена, потому что по идее веточки должны кидать перед процессией похоронной. А эти веточки пихты (у нас пихту берут, она мягкая) символизируют мягкий путь. То есть выстилают дорогу человеку в Царствие Небесное, мягкий путь. А сейчас переиначили, сейчас веточки кидают после. Чисто прагматически так получилось.

Людмила евгеньевна гринкевич

На кладбище гроб опускают в могилу на полотенцах. Для этого события специально покупают в магазине полотенечный материал и шьют полотенца нужного размера. Позже их отдают людям, копавшим могилу.

Прощание с умершим происходит на кладбище или дома и частично повторяет ритуал церковного отпевания. На грудь покойника кладут икону, ее целуют и обходят гроб по солнцу. Если обряд проходит на кладбище, то в могилу, поверх гроба, бросают горсть земли. Сейчас священника, который проводит отпевание, специально вызывают (например, из Лысьвы или поселка Кормовище), а в советское время на отпевание возили гроб с покойным в город.

После прощания над могилой делают холм из земли, по бокам ставят доски, чтобы он не рассыпался. Обычно ставят кресты, но если есть памятник, сразу ставят его. Раньше и гроб, и крест делали сами, но сейчас покупают в городе.


В Кыну жили не только православные, но и старообрядцы, сохранились сведения о кержацких похоронах, которые отличались от традиционных православных.

Покойника хоронят в ризе (в других воспоминаниях – в саване) или заворачивая в нее умершего (обязательно закрывая лицо), или кладя сверху гроба. Первый вариант более древний, так как раньше кержаков хоронили без гроба.

Сейчас гроб опускают на полотенцах, а раньше это делали на плетеных веревках. Полотенца отдают копавшим, веревки же бросают в могилу, сверху гроба. Крест отличается от православного только наклоном нижней перекладины в другую сторону.

У старообрядцев в Кыну есть свое, отдельно стоящее кладбище, но там находили последнее земное место не все. Кержаков, которые при жизни не соблюдали уставы, старшины не разрешали хоронить “со своими”. Со временем же кладбище и вовсе забросили.


Поминки

Поминают умершего на 9-ый, 40-ой день, на полгода и на год. По традиции, в Кыну в воскресенье нельзя устраивать поминки:

Желательно не в выходные дни. Выходной день не поминальный считался. Воскресенье – не поминальное. Где-нибудь накануне…

Михаил егорович елохов

На поминки обязательно готовят кисель, кутью и морковный пирог2. Интересно, что изначально староверы готовили кутью из риса с изюмом, а православные – из пророщенной пшеницы, и более правильным считался второй вариант. Однако сейчас первый более распространен.

Похороны кооператора. Из архивов кыновского краеведческого музея
На обложке - фото из архива Любви Александровны Кайгородовой (Шардиной)

  1. Подробные рецепты этих блюд можно прочитать в статье “Традиционная трапеза в Кыну” Варвары Кожуриной 

  2. Подробные рецепты этих блюд можно прочитать в статье “Традиционная трапеза в Кыну” Варвары Кожуриной