На протяжении всей своей истории человек старается организовать собственную жизнь в соответствии с общими законами мироустройства. Это может быть наступление дня и ночи, смена времен года, удлиняющийся или укорачивающийся день. Несмотря на то, что в обыденном понимании «праздники» противопоставлены чему-то привычному, бытовому, рутинному, они испокон веков служат для упорядочивания жизни человека, а ритуалы, сопровождающие праздник, поддерживают ощущение из года в год повторяющегося жизненного цикла.
Конечно, многие из обрядов, которые на данный момент ассоциируются у нас с православной традицией, уходят корнями далеко в языческое прошлое. Но в этой статье мы не будем углубляться непосредственно в историю обычаев, а скажем об особенностях их бытования в Кыну.
В церковной традиции год начинается первого сентября (по старому стилю), но нам показалось более уместным, говоря о праздниках, опираться на календарный год: кыновляне во многом являются носителями индустриальной, светской культуры, на чем сами часто акцентируют внимание.
Рождество и Святки
Начало года знаменовалось в Кыну празднованием Рождества. В советские годы церковные праздники были под запретом, но несмотря на это, кыновляне помнили о важной дате. По рассказам старожилов, женщины ходили домой к односельчанину – бывшему священнику – и молились все вместе. Под утро в домах зажигали лампадки.
На Святки – с 7-го по 19-е января, то есть вплоть до Крещения – было принято колядовать. Дети наряжались : выворачивали шубы наизнанку, надевали маски, раскрашивали лица – и бегали от дома к дому – просили сладостей. Надо было постучаться в дом, спеть песню или рассказать стихотворение, станцевать, тогда хозяева давали колядующим какое-то угощение : конфеты, пироги, что не жалко. Бегали обычно по несколько человек, не поодиночке. Колядующих было слышно издалека: подбегая ко двору, они кричали «Пришла Коляда, открывайте ворота!».
Рождество пройдет 7-го, с 8-го числа наряжались люди, это называлось Святки… Вот мы бегали, когда молодые были, все время наряжались… и шубы переворачивали, и маски одевали, в общем, наряжались… Мы вот в дома заходили, где нет маленьких детей… всегда… если дети маленькие есть, никогда не заходили… Взрослые нам там наливали по стопочке, мы уже знали, куда идти (смеется)… Это колядки и есть… Сейчас вот ребята приходили к нам нынче, они какие-то там песни пели нехорошие немножко. Я говорю: «Я вас впущу, но только чтобы мне петь хорошие песни!»
Антонина Федоровна Щукина
Часто колядующие, обряженные в вывернутую наизнанку одежду, со спущенными на лоб шапками, выглядели пугающе:
У нас еще есть колядки, значит… Ходим, колядуем, наряжаемся всякой нечистью. У нас жили поповские дочери две. И мы вот к ним постучались: «Кто там?» Что-то какую-то причину сказали, нас пустили. Там была старшая, худощавая, Сима, и маленькая – полненькая, Маня… И мы когда зашли, они увидели-то нечисть, они давай как кричать от испуга-то!… а мы рванули, что они кричат… Потом старшая сказала, что это колядка-то… а Маня очень долго потом отходила от этого…
Светлана Владимировна Чудинова
Крещение
На Крещение, 19-го января, был обычай окунаться в прорубь. Эта традиция давно исчезла, но некоторые из наших информанток помнят, как их родители погружались в воду Чусовой. Прорубь делали в форме креста, освящали. В ледяную воду окунались и мужчины, и женщины. В настоящее время эта традиция возобновилась воцерковленными людьми.
Крещенскую воду тоже давно перестали использовать в быту, хотя раньше, как вспоминают жители Кына, иногда это делали:
Начали когда к Богу поворачиваться, мама скажет, что Крещение – надо воды набрать, тогда бегали собирали ночью. Вот ночью почему-то вот… двенадцати часов ждем, потому что на Крещение надо… И мы после вот двенадцати часов бегали…
ТАМАРА АЛЕКСАНДРОВНА ДЫЛДИНА
Воду, по воспоминаниям местных жителей, брали в реке Кын – она практически не замерзает зимой.
Масленица
В календаре праздников, значимых для жителей Кына, как и во многих других городах и селах, сосуществуют христианская (в общем смысле) и светская традиции. В целом, в этом нет ничего необычного, однако нам было важно заметить местные особенности такого одновременного бытования традиций.
Например, Масленицу в Кыну называют Днем русской зимы. Мы уже сказали, что с приходом советской власти церковные праздники стали отмечать тайно, а в случае с Масленицей всеми любимый праздник перешел из разряда церковных в разряд светских, поменяв название:
Это вот как раньше была бы Масленица, но только она как бы… Мы от религии-то были отодвинуты, Бога-то не было, сказали, и вот был День русской зимы – как бы компенсировали Масленицу. Ездили на лошадях, лазили на столб, тоже музыка, народу было много…
Евгений Сергеевич Щукин
Масленичная неделя перед Великим постом – и сама Масленица – была одним из любимых событий для многих жителей Кына. В этот день устраивались гуляния около Дома культуры (Дом культуры, или “Кыновский Народный дом” – главное место проведения праздников в Кыну): можно было покататься на лошадях, походить по ярмарке – торговали всякими самодельными безделушками и едой, поесть блинов. Кататься на тройке – было излюбленным развлечением для детей и взрослых. На упряжку повязывали ленточки, вешали колокольчик.
Масленица тоже была у нас… это проводы русской зимы, тоже было организовано Домом культуры, вся вот эта площадь… На крылечках всех была торговля, тройки лошадей катались, так что… праздники были, конечно… В колхозе были лошади – конюха запрягали, ленточки… У меня папа уже на пенсию вышел, лошадь мы все украшали, лошадь у нас своя – катались… У нас кошелочка была, дети были маленькие, я садилась за вожжи – и поехали! С лошадьми выросли…
любовь александровна Кайгородова
Конечно, по традиции жители Кына сжигали чучело зимы – считалось, что так можно было ускорить наступление тепла.
Вербное воскресенье и Пасха
Здесь, в Кыну, даже в советские годы люди праздновали Пасху тайно, но соблюдая все правила, обязательно с куличом и крашеными яйцами:
В начале 30-х у нас церковь прикрыли, как рассказывают еще, кто помнит – люди стояли и плакали – колокола сбрасывали, пытались ее взорвать, но она такая крепкая… не смогли, оставили, только вот колокола посбрасывали… Здесь был… он видно раньше священником работал, но может быть просто дьяконом там в церкви. Так вот ходили мама, бабушка, другие женщины к нему домой, они там молились на Пасху вот, и на Рождество тоже так же. Ну а утром мы уже вставали, у нас уже лампадка горела и полный стол печеного всего: шаньги там… что еще… куличи, яйца красили шелухой этой… от лука… потом красками
Нина Николаевна Желонко
Последнее воскресенье перед Пасхой – Вербное воскресенье – тоже отмечали. Вербу собирали, приносили домой, ставили перед иконой. Перед этим освящали в церкви, а в годы, когда храмы стояли разоренные и заколоченные, сбрызгивали дома святой водой. Вербу, оставшуюся с прошлого года, сжигали в печи – просто так не выбрасывали.
Троица
Но самым важным для местных жителей праздником была Троица (по-другому – Пятидесятница – 50-й день после Пасхи). Об обрядах, сопровождавших ее празднование, нам рассказывали много и охотно – видно, что эта традиция не ушла.
Родительская суббота, подготавливающая наступление Троицы, тоже была важной датой в жизни села – так же, как Родительская перед Пасхой. С одной стороны, эти дни были поминальными: жители Кына (многие из которых уже давно уехали из села) приезжали на кладбище помянуть усопших родственников, иногда на могилы клали хлеб, сыпали крупу. Наконец наступал Троицын день.
Этот праздник – чаще всего выпадающий на начало июня – символизировал переход от весны к лету – самому важному в сельскохозяйственном цикле времени. Некоторые жители Кына называют Троицын день чуть ли не единственным обрядовым праздником, который здесь отмечали. Согласно традиции, на Троицу было принято «завивать» и «топить» березку: сначала мужчины находили и срубали небольшое деревце, потом все вместе украшали ее лентами. Всю Троицкую неделю люди собирались, пели песни и водили вокруг березы хороводы. Пели «Во поле березка стояла…» и все старинные песни, которые знали. На саму Троицу тот, кто посильнее, нес дерево к воде; мужчины переодевались в женские наряды, по дороге все веселились, снова пели, плясали. Ленты могли снимать перед тем, как пустить березку по воде, а если привязаны были просто тряпочки, то их оставляли на ветвях:
Справляли вот там внизу, в конце поселка. На берегу накрывали столы большие, все собирались… И на Троицкой горе у них всегда был праздник, березки наряжали, ленточки привязывали… Проходит неделя. Через неделю они идут сюда вот к нам на нашу улицу (дом Александры Григорьевны находится около Пристани – на ближайшей к Чусовой улице) – «Обруб» мы называем эту дамбу (местное название дамбы, вырубленной вручную из скалы)… с него эти березки бросают во всем наряде в речку
Александра Григорьевна сивкова
Уже полночь, стемнело (но все видно – ночи-то белые), березка пущена с Пристани, от крайнего дома, вниз по Чусовой. Самые смелые могут первый раз за год окунуться в реку и какое-то время проплыть за березой , но вода еще холодная, поэтому не каждый отважится. Можно остаться на берегу и смотреть вслед березке:
Поверху плывет – поем песни, «до свидания» говорим… Всегда «Березонькой» провожаем. Отправляем ее и все. Она уплывает… стоим долго, пока она тихо плывет так до поворота. Там с поворотом пошли все по домам
Тамара Александровна дылдина
Позже на Троицу стали устраивать концерты на сцене рядом с “Народным домом”.
Мы уже упомянули, что некоторые обряды, связанные с празднованием Троицы, живы и сейчас. Как и раньше, в этот день деревцами украшают церковь, заплетают на березе ленточки. Вот какой забавной историей поделилась с нами жительница Кына:
Мы нынче еще березку украсили… принесли из церкви березку, поставили к столбу. Быки как-то пришли, паразиты, березку у меня на рога поддели (смеется). У меня племянник бегал, отбирал – отобрал… Он сук обломил у березки (смеется)
Тамара Александровна дылдина
Другие обрядовые праздники (например, Иван Купала), как и многие церковные (Ильин день, Петр и Павел), особенно не отмечались, воспоминания о них у жителей Кына довольно расплывчаты.