Историческое поселение Пермского края
Театр

Театр

С чего все начиналось

История театра “Кыновского Народного дома”

В 1840-м году рабочими завода было написано прошение графу Г.А.Строганову с просьбой выделить одно из зданий продовольственного амбара под театр. Хозяин завода одобряет идею и выполняет просьбу рабочих. Помимо театра вскоре появляются хор и музыкальный оркестр. Вечера заводских служащих и их семей наполняются музыкой, любительскими постановками, концертами и танцами.  Культурная деятельность жителей Кына процветает, и бывшая заводская чертежная мастерская вскоре становится “Народным домом”, а позже клубом. С появлением у людей места, где есть возможность заниматься самодеятельностью, они начинают совершенствоваться в своем творчестве и улучшать качество выступлений. Возникают различные любительские кружки:  хор, музыкальные ансамбли, драмкружок. 

Логотип театра, архив “Кыновского Народного дома”
Актерский состав театра в 1908 году, архив “Кыновского Народного дома”

Советское время

Хор

Некоторые спектакли ставились с музыкальными номерами, поэтому выступления хора становится значимой частью театральной жизни. Некоторые выступления целиком состояли из песен. В 1930-ом году приезжает из Лысьвы  Екатерина Ивановна Шабалина , любитель и знаток русской народной песни, а также человек с опытом организационной работы. Она искала, записывала и разучивала местные песни. Объединив силы хора и театра, она добилась постановки фольклорного спектакля “Уральская свадьба”, который привлек внимание группы исследователей-этнографов и помог развитию “Народного дома”.

Выступление хора. Личный архив Валерии Константиновны Леонтьевой
Совместная фотография хорового и театрального составов. Личный архив Ольги Петровны Котельниковой

Виктор Васильевич Соломин

В 1948-ом году клубом начинает руководить Виктор Васильевич Соломин. При нем происходит возрождение театра и клуба после тяжелых лет Великой Отечественной войны. Он заново организовывает людей, опять начинают работать кружки. Помимо руководства клубом, он также ставит спектакли и сам участвует в них. Виктор Васильевич находит и приглашает в постановки новых людей, и театр снова оживает. 

Александр Павлович Бурдин

Александр Павлович Бурдин, архив “Кыновского Народного дома”

Александр Павлович Бурдин — ветеран войны. Он приезжает в Кын и становится преподавателем пения в местной школе, играет на баяне, поет. Позже, в 1953-ом году, он устраивается работать в клуб и начинает свою карьеру в качестве режиссера театральной труппы. Человеком он был деятельным, активным, идейным, все делал для благополучия и развития театра, посвящал ему всего себя и даже жил в клубе. Как рассказывают актеры, которые успели с ним поработать, Александр Павлович умел все: играл на баяне, писал стихи, мастерил костюмы и декорации, участвовал в постановках.

Появление Александра Павловича сыграло большую роль в истории театра, благодаря его усилиям любительский драмкружок становится Народным самодеятельным театром. Труппа ездит по округе со своими выступлениями, участвует в конкурсах, получает грамоты, тем самым обретая большую известность и признание. Позже по состоянию здоровья он уезжает в Челябинск к дочери, и театр начинает постепенно угасать.

⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀

⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀

⠀⠀⠀⠀⠀

Театр в жизни людей

Театральная жизнь жителей Кына в большей степени являлась увлечением, творчеством. Днем они ходили на работу, а вечером на репетиции. Как рассказывает Антонина Федоровна Щукина (артистка театра), каждый вечер, после основной работы, она и другие участники постановок бегали на репетиции и проводили в клубе все свое свободное время, включая выходные дни.

“Вечерами, все время, каждый вечер репетировали”

– слова Антонины Федоровны Щукиной
Фотография сцены из спектакля, архив “Кыновского Народного дома”

Антонина Федоровна Щукина , в девичестве Русина, участвовала в постановках под руководством Александра Павловича Бурдина. Зарабатывали на своих рабочих местах, а за участие в театральных постановках не платили, люди делали все по собственному желанию и безвозмездно: мастерили декорации, шили костюмы. Антонина Федоровна была активной участницей театра в течение многих лет и ушла из него после замужества, посчитав, что свободное от работы время стоит уделять семье, а не постановкам, но, по ее словам, иногда хотелось вернуться. 

“Бегали на репетиции, все репетировали, потом на концерты, песни поешь, в спектаклях участвуешь“

– слова бориса ивановича Нечаева
Фотография со спектакля, архив “Кыновского Народного дома”

Заниматься постановками не составляло для людей труда, даже наоборот, скрашивало их вечера и позволяло много времени посвящать любимому делу. Как говорит Борис Иванович Нечаев (артист театра), атмосфера была дружественная, не было крупных конфликтов между участниками труппы, все слаженно работали, а после спектаклей собирались вместе, приносили поесть и отмечали общий успех. У Бориса Ивановича (как и у Антонины Федоровны) был основной заработок, а театр являлся хобби: он посвятил выступлениям много лет своей жизни и продолжил заниматься творчеством после женитьбы.  В год ставилось около трех спектаклей: сначала репетировали один и с ним ездили выступать по всей округе. 

“Ну вот когда мы ездили со спектаклем с Александром Павловичем, мы же всю округу близко от села, все эти места до Лысьвы, в округе сто километров, мы все объехали, с каждым спектаклем и везде нас тепло принимали”

– слова антонины федоровны щукиной

Дети и театр

Наталья Викторовна Дитятьева, дочь Виктора Васильевича работает в “Кыновском Народном доме” 39 лет, шестнадцать на посту директора (по ее инициативе клубу было возвращено историческое название), совмещала руководство клубом и организацию деятельности творческих коллективов и в настоящее время руководит самодеятельным искусством в селе. А началось ее погружение в культурную традицию Кына еще в детстве. Она рассказывает, как, будучи ребенком лет девяти, она организовывала на своей улице концерты и сама выступала. Кыновские ребята все делали сами: использовали старые простыни, сооружали занавес, устраивали импровизированную сцену – и пели, плясали. Их коллектив был назван “Колокольчик”и стал популярен, жители поддержали своих детей. Ансамбль “Колокольчик” изначально выступал на улицах Кына, в детском доме, санатории, затем с коллективом стали заниматься специалисты Кыновского дома культуры под руководством В.В. Соломина: Евгений Анатольевич Лихачёв, Надежда Лысова, Александр Павлович Бурдин. Ансамбль ” Колокольчик” имел возможность показывать свое творчество на Кыновской театральной сцене и гастролировать по близлежащим селам и деревням с концертными программами. Творческая атмосфера в клубе, театр и различные кружки, хор, ансамбли определили будущую профессиональную деятельность Натальи Викторовны Дитятьевой, Марины Леонидовны Каменских, Натальи Васильевны Долгушевой, заложили основу творческой жизни кыновлян разного возраста, которые и сегодня занимаются в ансамблях, “Школе искусств”, выступают на фестивалях и конкурсах.

Театр угасает

Уже после выхода на пенсию Викторовича Васильевича Соломина и отъезда Александра Павловича Бурдина руководство Клубом и театром несколько раз менялось. В 1984 директором стала Ирина Валентиновна Кучумова. Инициативная и амбициозная, она умела привлечь людей и, благодаря ее усилиям, театр продолжал свою деятельность, гастрольные выступления. Но Ирина Валентиновна становится руководителем в районе. Традицию творческих коллективов в Кыне продолжает поддерживать Татьяна Николаевна Старкова, ставшая директором клуба. Татьяна Николаевна закончила Пермский институт искусства и культуры и тоже, как и предыдущие руководители, совмещала организационную деятельность с творческой и продолжила работу по подготовке спектаклей. Новый режиссер занималась как со взрослыми, так и с детьми.  При ней в течение двенадцати лет театр подтверждает звание Народного и продолжает ездить с выступлениями по региону. В 1999-ом году Татьяна Николаевна оставляет должность руководителя театра и клуба, становится главой Кыновского муниципального образования.  После ее ухода управление театральным кружком на себя взяла Марина Леонидовна Нечаева, нынешний директор Кыновского краеведческого музея, и театр просуществовал еще пять лет, вплоть до 2003-го года подтверждая звание Народного. У Марины Леонидовны не было должной квалификации для руководства театром, поэтому из Лысьвенского театра был приглашен режиссер. Череда мастер-классов, которые он провел, помогла ей овладеть нужными навыками и знаниями, тем самым позволив театру проработать еще несколько лет. Со временем людей, интересующихся актерской деятельностью, становится все меньше. Театру перестают уделять так много внимания, как раньше, он теряет свое звание и прекращает активную деятельность.