Внутри Троицкой церкви села Кын-завод на некоторых стенах сохранились росписи, выполненные в начале 1860-х годов.
Росписи в Троицкой церкви
Граф Сергей Григорьевич Строганов (1794–1882), как правило, лично руководил занятием своих крепостных мастеров, присылал живописцам литографические образцы икон. Роспись нового храма граф поручил Александру Мельникову, крепостному иконописцу из Усолья1.
В письме управляющему Кыновского завода Н. А. Агееву граф Строганов наставляет: “…Усольский живописец Александр Мельников просит о предоставление ему в новой каменной церкви постройку иконостаса, резьбу, позолоту и письмо икон… О цене работ условьтесь с Мельниковым предварительно. Живопись должна быть в древнем византийском вкусе. Граф С. Строганов. 19 апреля 1860 года”.2
После закрытия храма в 1936 году многие десятилетия его использовали для различных хозяйственных нужд. А в 1990-е – начале 2000-х годов Троицкая церковь стояла без окон и дверей. От постоянной влажности и морозов росписи почти везде осыпались.
Сейчас в нижнем ряду основного, подкупольного, объема храма на северной и южной стенах различимы изображения святых с надписями: святители Алексий, Иона и Филипп, митрополиты Московские; святитель Димитрий, митрополит Ростовский; великомученица Варвара и праведный Симеон Верхотурский.
Хранитель Уральской земли
Святого праведного Симеона Верхотурского (Меркушинского) называют “хранителем Уральской земли”, “духовным хозяином Сибирского края”. Он родился в начале XVII века в европейской части России в семье благочестивых дворян. После смерти родителей в Смутное время пришёл на Урал и сначала поселился в Верхотурье3. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение. С благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном он ходил по окрестным селениям, бесплатно шил полушубки и другую верхнюю одежду, преимущественно для бедных. В 1620 году он перебрался в село Меркушино (около 53 км к востоку от Верхотурья). Скончался в 1642 году и был погребен на Меркушинском погосте у храма Архистратига Михаила. Спустя 50 лет его мощи были обретены и освидетельствованы, и проведен опрос о имевших место исцелениях. А уже в 1694 году состоялось прославление. 12 сентября 1704 года, по благословению митрополита Тобольского Филофея, было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона из храма Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая.
Праведный Симеон являлся безвозмездным целителем даже таких людей, которые не ведали и не слышали об его прославлении.
Помощь рабочему Кыновского завода
Праведный Симеон совершил множество чудес после кончины: различные исцеления, случаи избавления от татарского и от башкирского плена, многочисленные явления Святого. Так, в 1711 г. он явился в Верхотурье монастырскому старцу Иакову со словами: «Встань, поди и объяви всем, чтобы воздерживались от сквернословия и слов бранных, иначе Господь пошлет на людей и на скот их голод и мор. Пусть все усердно молятся Господу, Его Пречистой Матери и всем святым, пусть весь народ служит молебное пение об отвращении гнева Божия».4
Заслуживают внимание случаи чудесной помощи праведного Симеона Верхотурского, имевшие место непосредственно в Кын-заводе в 1828 г. и 1834 г. и описанные в полном житии Святого:
“После бывшего еще раз в 1825 г. освидетельствования мощей праведного Симеона последовали еще новые чудеса, из которых примечательно одно, происшедшее в 1828 г. Осенью сего года в октябре одному из работавших на Кыновском заводе Агапию Рачеву нужно было сходить в дом, находившийся за заводским прудом. В это время по случаю сильных дождей были открыты на плотине шлюзы, а для пешеходов было перекинуто несколько досок. Рачев благополучно переправился. Но в доме он просидел до вечера, так что ему пришлось возвращаться в сумерки. Дойдя до плотины, он начал выбирать место для перехода. Введенный в заблуждение сильным шумом и оглушительным гулом падавшей вниз воды он удалился от того места, где был переход, и, думая скорее пройти плотину, ускорил шаг и вдруг упал в одно из самых опасных мест перед плотиной, где было более трех саженей глубины. Известно, что при открытых шлюзах вода со страшной силой напирает на проходы. Около одного такого прохода и упал в воду Рачев. Опасность была велика; казалось, ничто уже более не могло спасти упавшего. Неудержимым напором воды его уносило в проход – ему предстояла верная гибель. Находясь в таком отчаянном положении, Агапий стал призывать на помощь свт. Николая и праведного Симеона, и молитва его была услышана. Внезапно, сам не зная каким образом, он почувствовал, что в руках у него очутилась одна из балок, которые поддерживали мост. Ободренный, он громко стал звать на помощь, но никто не являлся. Долго он кричал, наконец стал изнемогать силами. Балка, за которую он держался, была толста, к тому же она осклизла. От холодной воды руки его стали коченеть. Еще несколько минут – и он должен был выпустить балку и погрузиться в воду. Тогда он опять стал внутренне молиться и дал обещание сходить в Верхотурье на поклонение святым мощам праведного Симеона. Угодник Божий, заступник находящихся в бедах и скорбях, помощник всех призывающих его, немедленно оказал Агапию свою чудную помощь. Вдруг прибежал народ, и вытащили утопающего. Велико было удивление всех, когда Агапий рассказал, как он спасся от верной смерти покровительством праведного Симеона.
Спустя шесть лет, именно в 1834 году, сей славный угодник Божий дивным образом исцелил от тяжкой болезни сына того же Агапия – Матфея Рачева. Явившись болящему во время забытья, праведный Симеон напомнил Матфею, что у него есть неисполненное еще обещание – сходить на поклонение в Верхотурский монастырь, после чего болящий вскоре поправился и исполнил свое обещание”.5
Почитание праведного Симеона старообрядцами
В Пермском крае и в окрестностях Кыновского завода жили старообрядцы – кержаки.
При строительстве Кыновского завода сюда переселяли целые кержацкие деревни.
Согласно сохранившимся документам в 1838 году в приход Свято-Троицкой церкви был приписан завод в селе Кын и 17 деревень, находившихся на расстоянии до 40 верст от завода: На Долгом Лугу, Черемная, Северная, Нек, Кокшарова, Верхкыновская, Ледянская, Грязнуха, Бабенки, Сухая, Верхсухая, Ельничная, Усть-Серебряная, Уткинская, Харенки, Пермякова и Копчик.6
Праведный Симеон Верхотурский (†1642) жил еще до реформы патриарха Никона (в 1653 году). Поэтому он был весьма чтимым святым и в среде кержаков. Его подвижническое житие, трудолюбие, нестяжание, любовь к молитве – находили отклик в сердцах строгих ревнителей старой веры.
По мнению местного историка-краеведа С. А. Гринкевича, изображение святого Симеона Верхотурского в Троицкой церкви – это и знак примирения Православной Церкви с единоверцами.
Св. Симеон даже после своей кончины не давал распространяться в стране своей заблуждениям, противным истинной вере христианской. Как повествует житие Святого, митрополит Тобольский Игнатий в 1696 г. направил священника и диакона по епархии наблюдать, где и как исповедуют истинную веру Христову, вразумлять уклоняющихся и ободрять колеблющихся. Прибыв в Верхотурье, они увидели, что в самом городе, да и в окрестностях его, народ крепко держится православия и живет благочестиво. Им сообщили, что здесь поселились было люди, уклонившиеся от православия, но недолго они прожили в сих местах: одни из них вскоре отказались от своих заблуждений, другие совсем покинули ту местность.7
Возсиял еси велие просвещение светлостию чудес твоих, праведный Симеоне, от святаго гроба твоего непрестанно истекающих, и тем далече отгнал еси тьму ересей и расколов от окрестных мест, идеже в правоверии и благочестии подвизался еси и в нетлении телеси почиеши; мы же, чудящеся сим, взываем ти сице:
Радуйся, яко явился еси во стране сибирстей крепкий защитник православия противу развратников и хульников Христовы Церкве;
Радуйся, яко и ныне борющимся с ними усердный пособник обретаешися;
Радуйся, противников Святыя Церкви посрамителю;
Радуйся, злых волков от стада Христова отгнателю…
(Из АкафистА прав. Симеону Верхотурскому)
Усолье расположено на правом берегу реки Камы напротив города Березники, в 183 км от Перми. Усолье было основано в 1606 году, как центр солеваренной промышленности на месте слободы Новое Усолье. До конца XVIII века, Новое Усолье было главным селением Строгановых на Каме. ↩
Верхотурье – самый старый город Свердловской области. Его называют Духовной столицей Урала. Основан в 1598 году государственной экспедицией Василия Головина и Ивана Воейкова как острог на месте существовавшего ранее мансийского городища Неромкар для защиты одного из главных водных путей в Сибирь: вверх по Каме до Соликамска, затем посуху, и далее вниз по Туре в Обь. ↩
https://azbyka.ru/days/sv-simeon-verhoturskij-merkushinskij ↩
https://azbyka.ru/days/sv-simeon-verhoturskij-merkushinskij ↩
Н. В. Красноперова “Летопись Свято-Троицкой церкви Кыновского завода”. http://encyclopaedia.lysva.ru/2/2-34.pdf ↩
https://azbyka.ru/days/sv-simeon-verhoturskij-merkushinskij ↩