Почти 200 лет основным способом доставки чугуна, железа и меди с уральских заводов был сплав по Чусовой. Эта неглубокая река весной наливалась талыми водами, становилось полноводной и стремительной, и многочисленные барки с металлом отправлялись в свое единственное плавание вниз по течению, в сторону Камы. Обратно вернуться эти несамоходные суда не могли, после разгрузки их разбирали на дрова. Эти ежегодные сплавы вошли в историю как “Железные караваны”.
Сплав был сложной и опасной операцией. В пути сплавщиков поджидали “переборы” (перекаты), “таши” (подводные камни) и “огрудки” (мели). Но самыми опасными были “бойцы” или “камни” – прибрежные скалы, на которые стремительный поток грозил вынести барку. Столкновение тяжелой барки с “бойцом” неминуемо приводило к катастрофе – судно разбивалось, тонул груз, гибли люди. До 6% барок разбивалось во время сплава.
Спасением для сплавщиков стали лоты – тяжелые чугунные слитки с шипами, связки которых опускали на дно для замедления барки на опасных участках. Каждый из них весил около 50 кг., ниспользовали связки лотов весом по 300-400 кг.
Подробнее о “Железных караванах” вы можете узнать на экскурсии в музее.
Один из лотов в экспозиции музея
В 2010 году в рамках программы «Кын-реалити» в начале бывшей заводской дамбы был открыт памятник «железным караванам», выполненный в виде огромного лота.