Газета «Молодая гвардия» – орган областного и городского комитетов ВЛКСМ – №86 от 19 июля 1957 года
Станция Паленый Лог. Товарные поезда обычно ее берут сходу, пассажирские – минуты на две задерживаются. Сойдет случайный пассажир, скроется состав в лесу, расступившемся зелеными воротами, и снова тишина в логу, пересеченном насыпью с несколькими домиками на горизонте. Также выглядел он и 39 лет назад. Жизнь, словно нарочно, не коснулась его своим преобразованием, словно решила сохранить потомкам это местечко таким, каким оно было 29 ноября 1918года. В этот день красный бронепоезд «Деменевец», как его называли матросы в честь командира Ивана Деменева, вступил в свой последний героический бой с колчаковцами.
«Командир, – вспоминает участник этого боя Д. Ямов, – находился в отлучке, и его обязанности исполнял Иван Шерстобитов, горячий, смелый матрос. Ночью с бригадой 30 человек он повел бронепоезд в разведку и наскочил на засаду. Дважды белые разбирали путь. Под свинцовым дождем матросы расчищали и ремонтировали дорогу, но, когда у Паленого Лога паровоз сошел с рельсов, а колчаковским снарядом пробило сухопарник, наступили тяжелые дни обороны.
Это были те дни, о которых, как в песне поется, не смолкнет слава. Грозой называли враги живой «Деменевец», но и подбитым он не стал просто мишенью. Бригада, состоявшая из матросов «Авроры» и «Рюрика», железнодорожных рабочих Урала, отбивала атаку за атакой, делала смелые вылазки, дожидаясь своих. Но пехота наша в те дни отступала и не было сил пробиться к маленькой крепости на железнодорожной ветке. Редели ряды смельчаков, кончались боеприпасы, продовольствие. И надо ли погибать в западне, когда для новых боев каждый человек дорог.
– Готовьтесь к прорыву, – принял решение Шерстобитов, – А я прикрывать буду.
Многие тогда пали в жестоком рукопашном бою. Раненых перевязали в лесу и доставили в Лысьву. А Ваня Шерстобитов, пока мог, отстреливался, потом взорвал бронепоезд и погиб вместе с ним…»
Местные жители, хоронившие 14 матросов-героев, рассказывают, что бронепоезд горел два дня, не подпуская к себе врагов, что он был отбит и восстановлен уральцами и еще не раз появлялся в Паленом логу, громя колчаковцев. Правда это или легенда – установить трудно. Однако, бесспорно одно: память о героическом бронепоезде бессмертна, бессмертен подвиг его защитников, горячих и мужественных борцов.
Два памятника одной легенде
В центре города Лысьвы стоит памятник «Героям гражданской войны», изображающий матросов бронепоезда №2 во время их последнего боя. В сознании жителей города последний бой бронепоезда №2 является легендарным событием, одним из бесспорных подвигов красногвардейцев в годы гражданской войны. Скульптуру установили 25 октября 1967 года в Лысьве, напротив здания драматического театра, автором памятника является лысьвенский скульптор Лидия Кузнецова.
Второй памятник бронепоезду №2 стоит на привокзальной площади города Березники. Его автором является скульптор Г.П.Контарев. Открытие памятника состоялось в 1978 г и было приурочено к 60-летию березниковской комсомольской организации. Композиция памятника составлена из соединённых блоков, на которых рельефно изображены фигуры сражающихся солдат и матросов, а также высечен текст, прославляющий павших и сумевших выжить «борцов за народное счастье» – бойцов бронепоезда № 2.
Легенда как информационный объект
Легенда – это информационный объект, то есть сгусток информации, существующий в сознании большой группы людей и влияющий на их картину мира, а значит и на их поведение.
Примеры информационных объектов: миф, легенда, анекдот, сказка, знаменитая картина («Запорожцы пишут письмо турецкому султану»), памятник («Медный всадник»), герои книги («Три мушкетера», «Ромео и Джульетта»), значимая катастрофа («Титаник», «Чернобыль», подводная лодка «Курск»), сражение (Ледовое побоище, Сталинград, Куликовская битва, Бородино) и т.д. В какой-то момент информационный объект отрывается от реального события-прототипа и начинает собственную жизнь.
Событие, которое может стать зародышем легенды, несет в себе некоторые черты канонической легенды. Легенда должна быть востребована общественным сознанием. Событие, с одной стороны, должно быть историчным, а с другой стороны, недоступным рациональному осмыслению (информация о нем либо утрачена, либо «закрыта»).
Управлять людьми можно при помощи насилия, административного воздействия, воздействия на рассудок, при помощи материальной заинтересованности. Но все эти способы управления воспринимаются людьми как навязанные извне, насильственные. Человек играет здесь роль объекта. А субъективно человек ощущает себя свободным существом. В идеале управление должно быть «мягким»: человек не должен даже подозревать, что им управляют.
Вот почему в наше (на первый взгляд сугубо рациональное) время востребованными становятся архаичные практики массового внушения, единения, передачи настроения, информации, непрямого управления. Приведу неполный список подобных практик: миф, легенда, заклинание (лозунг, слоган, «кричалка»), магия (вызывание подобного подобным), ритуальное действие (пляска, обряд, одежда) …Миф и легенда глубоко внедряются в сознание людей и становятся осознанным или неосознанным убеждением. А убеждение заставляет человека делать вполне определенный выбор при совершении поступков: какие-то поступки становятся принципиально невозможными, а какие-то – единственно правильными. Так вырабатывается система негласных общественных запретов, аналогичных «табу».
Если есть миф, значит возможен и «антимиф»: тот же сюжет с измененной полярностью оценок персонажей. После смены полярности информационный объект изменяет свою нравственную оценку на противоположную, но продляет свое существование. Герои превращаются в антигероев, а сюжет остается прежним.
Оторвавшись от реального события, легенда живет своей жизнью. Она проходит этапы зарождения, инкубационного периода, появления на свет, активной жизни, старения, умирания.
Легенда – это эхо события. Дальнее эхо неузнаваемо искажает звук, но, если есть эхо, следовательно – существует реальный источник звука. Его и надо искать. Анализируя эхо, мы можем понять законы отражения и преломления первичной информации. Восстановить же событие-первооснову, опираясь лишь на анализ легенды, представляется невозможным.
Анализ легенды о бронепоезде № 2
Выделим структурные элементы героической легенды:
- Иррациональность поведения героев легенды, вызванная идеологически причинами;
- Неравный бой с превосходящими силами врага;
- Иррациональное злодейское поведение врага: «абсолютное зло»;
- Нравственное значение подвига героев легенды;
- Идеальный облик героев легенды;
- Трагический оптимизм: «безумству храбрых поем мы песню»;
- Катарсис у потребителей легенды.
Эти элементы хорошо просматриваются не только в классических мифах Древней Греции, например, об аргонавтах, Геракле, о Троянской войне, но и в отечественных исторических легендах о Ледовом побоище, Куликовской битве, крейсере Варяге и т.д. Народное сознание из поколения в поколение передает исторические мифы, так как они способствуют сохранению народного менталитета.
Легенда настаивает на беззаветном героизме экипажа бронепоезда. Поведение бойцов определяется не рациональными мотивами (желание выжить, спастись), а иррациональными (верность делу трудового народа).
Легенда подчеркивает героическую гибель части экипажа бронепоезда (командир Иван Шерстобитов погибает, спасая других), что подчеркивает многочисленность и безжалостность врага.
Бронепоезд погиб, доказав нравственное превосходство «борцов за счастье трудового народа».
Стойкость, жертвенность, верность долгу, самоотверженность…
В 1957 году празднуется сорокалетие Октябрьской революции. И вновь становится актуальной тема борьбы за Советскую власть. Собираются воспоминания участников Гражданской войны, начинается установка памятников в честь героев Гражданской войны, издаются книги, ведется патриотическая работа с молодежью. Героизация событий Октябрьской революции и Гражданской войны ведется на фоне критики культа личности Сталина под девизом возврата к подлинному марксизму-ленинизму.Вот почему именно в 1957 году вспоминают о бронепоезде № 2. «Приказ по 3-й армии» становится ядром официальной легенды и дополняется воспоминаниями участников событий, отредактированными журналистами и партийными историками в «нужном направлении».
Заключение
Прошло почти сто лет со времен гражданской войны и для многих из нас она так же далека, как Троянская война.
Но для Гомера героями являлись и грек Ахилл, и троянец Гектор. У древних греков было чуткое сердце и ясный взгляд. Они умели воздавать должное не только своим, но и врагам. Величие подвига определяется не тем, на чьей стороне сражается герой, а чем-то другим.
Думается, расставание с «легендой о бронепоезде №2» будет болезненным для общественного сознания жителей двух уральских городов – Лысьвы и Березников. Но что поделаешь – и не с такими иллюзиями расставалось наше общество в последние тридцать лет.
А как же быть с памятниками? Памятники останутся, но неизбежно произойдет коррекция их смысла в общественном сознании. Они могут стать знаками трагедии гражданской войны и памятниками советской идеологии и эстетики.
Литература
- А. Иванов «Дорога единорога» – Пермь: 2009.
- Г. П. Рычкова. «Лысьва» издание 2, переработанное – Пермь: 1963 г.
- Н. М. Парфёнов. «Лысьва» – Пермь: 2003 г.
- В. Шкерин «Судьба по имени Лысьва» – Екатеринбург: «Старт», 2000 г.
- А. А. Карякин «Лысьва» – Лысьва: 1997 г.
- И. С. Капцугович «Вся жизнь – народу»: 1981 год
- П. С. Михалев «Бронепоезд проходит Балезино» – Свердловск: 1969 г.
- А. Спасский «Третья Армия» – Пермь: Пермское книжное издательство, 1958 г.
- Газета «Молодая гвардия» – 1957 г. – №86
- Письмо И.К.Борисова от 02.01.1968 г. (Архив Лысьвенского краеведческого музея).
- http://www.museum-berezniki.ru/nauchno-issledovatelskaja-rabota/a-byl-li-podvig-legendy/
- Л. А. Обухов «Пермская операция глазами Р. Гайды» – Пермь: 2010 г.
- С. Шумилин «Сибирские импровизации на тему бронепоездов» Часть 1 // «Наука и техника» – 2014 г. – №7
- Л. А. Обухов «Гражданская война на Урале» – Пермь: 2010 г.
- Л. А. Обухов. «Пермская операция глазами Р. Гайды».