Данная статья является адаптированным фрагментом школьной исследовательской работы Алексея Папулова “Этапы колонизации реки Чусовой”. Работа была представлена на Конкурс исследовательских работ «Юность, наука, культура», научный руководитель – Сергей Алексеевич Гринкевич.
Первые металлургические заводы появились в Прикамье еще в XVII веке (Пыскорский медеплавильный завод в 1633 г.). Железоделательные заводы по Чусовой, Сылве, медеплавильные заводы по Сылве закладываются в течении всего 18 века как казной, так и частными промышленниками. Чусовая становится главной транспортной артерией для вывоза продукции заводов Среднего Урала. С начала XVIII века начинается сплав «железных караванов». Кроме заводов на Чусовой появляются пристани и плотбища для постройки барок разных типов. Чусовая испытывает резкий приток русского населения.
1
Во-первых, это приписные крестьяне (сезонная рабочая сила). Крестьян «приписывали» к казенным заводам с момента их строительства, и сохраняли эту приписку даже тогда, когда завод передавался из казны в частные руки. Суть этого положения заключалась в том, что крестьяне приписанного села (или волости) в течение года должны были отработать «урок» – определенное количество дней на заводе. Крестьянам оплачивались прогонные, то есть суточные за время пребывания в пути к заводу. Если работник подвозил руду или уголь на своей лошади, то ему полагались деньги на фураж и за амортизацию телеги. Приписные крестьяне часто использовались как бурлаки на сплаве.
2
Во-вторых, это посессионные крестьяне – частновладельческие крестьяне, которых заводчик брал во временную «аренду» (на сессию). В качестве арендной платы он вносил за этих крестьян подушную подать за несколько лет в казну. Посессионных крестьян обычно отселяли к заводу. Поскольку они брались в посессию на много лет, то их можно было приставлять к более квалифицированному труду.
3
В-третьих, это собственно заводские крестьяне. С 1724 г. заводчики «простого звания» получили право приобретать к заводам деревни с крестьянами. Купленных крестьян стали селить на землях заводских дач, им нарезали земли под деревни, под поля, давали
лес для «домового заведения». Подобные деревни составляли нераздельное целое с заводами и рудниками.
4
В-четвертых, это солдаты, каторжники (которых особенно много было на заводах Демидова). Они не получали заработной платы, и их отношения с заводчиком не регулировались Горным Уставом. Их положение на заводах было особенно тяжелым.
5
В-пятых, вольнонаемные рабочие. Это были, как правило, квалифицированные мастеровые, приказчики, рудознатцы, профессиональные рабочие. Соотношение квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы на заводах было 1:15, 1:20.
Уровень жизни работных и мастеровых был высок. Не случайно они резко протестовали, если их пытались перевести в заштатные категории или перевести в крестьянство.
В устьях почти всех притоков Чусовой возникают деревни, жители которых работают для заводов: выжигают уголь, добывают и подвозят руду, нанимаются на сплав караванов Растет старообрядческое население бассейна Чусовой. Старообрядцы составляют значительную часть заводских работников, как правило, вольнонаемных. С православными они не смешиваются, живут своим укладом. Почти в каждом заводском поселке есть «кержацкое» кладбище, сохранившееся с XVIII-XIX в.
В 1736 г. В.Н.Татищев доносил: «Раскольников-де в тех местах умножилось, что на партикулярных заводах Демидова и Осокиных едва ли не все приказщики, да и сами промышленники некоторые раскольники и ежели оных выслать, то и заводы содержать некем, и в заводах императорского величества будет не без вреда». Экономическая необходимость (нехватка рабочих рук) диктовала терпимое, и даже покровительственное отношение владельцев заводов к старообрядцам. Интересно, что при всех заводских поселках были построены православные храмы, но переходов из старообрядчества в православие практически не наблюдалось, хотя обратные случаи – «совращения» в раскол – были типичны для всего XIX века.
При заводах старообрядцы жили отдельными улицами или «концами». Таким «концом» в Кыновском заводе была Криуша, где до сих пор некоторые семьи исповедуют старообрядчество.
В правление Николая I начинается энергичная борьба с раскольниками. С 1832 г. начинаются аресты старообрядческих священников. Вышло правительственное распоряжение отбирать детей у раскольников и крестить их в православие. Виновные в распространении раскола лишались всех прав на состояние и наказывались ссылкой. Притеснения властей вызвали массовый уход старообрядческого населения в непроходимые леса. Старообрядец Батуев в те годы рассказывал священнику Лысьвеского завода Свиязеву, что в лесах много раскольников – до 300, а зимой до 600 человек (в весенне-летний период многие уходили к своим семьям). Там же живут и беглые с Лысьвенского завода. Обитают они в особо устроенных кельях, а жители деревень снабжают их хлебом и продуктами.
18 октября 1858 г. в Пермском Секретном Совещательном комитете слушали рапорт младшего чиновника по особым поручениям Мещерина. Он докладывал, что раскольники выезжают из казенных и частных заводов в соседние уезды Пермской губернии и внушают легковерным людям основы старообрядчества. К этому периоду можно отнести появление старообрядческих деревень и скитов в верховьях рек Кын и Бизь: Старый Бизь, Большой Бизь, Капиданы.
На этом этапе колонизации складывается узловая структура освоения территории:
По расчетам заводчика Осокина, представленным в Берг-Коллегию в 1755 г., на обслуживание одной доменной печи требовалось 897 рабочих, на один молот – 181 рабочий. То есть, на каждый завод требовалось не менее 1000 непосредственных работников. С учетом женщин, детей, стариков, население заводской дачи должно насчитывать не менее 5000 человек. Исходя из этой цифры, мы можем приблизительно оценить численность населения бассейна реки Чусовой в XVIII – первой половине XIX вв. Учитывая, что на то время в бассейне реки Чусовой насчитывалось 20 заводов, то общая численность населения должна была составлять не менее 100 тыс. человек.