Историческое поселение Пермского края
Жертвы гражданской войны в Кыновском заводе по материалам метрических книг Свято-Троицкой церкви 1918-1919 гг.

Жертвы гражданской войны в Кыновском заводе по материалам метрических книг Свято-Троицкой церкви 1918-1919 гг.

Благодарность Александру Мережникову, Анастасии Батуевой, Ольге Чудиновой за предоставленные фотографии памятников.

Вступление

Кын, на долгие годы вычеркнутый из памяти, вдруг за короткий период обрел очертания и характер. А за местом появились слова, образы, ситуации. Детские воспоминания изменили смысл и значение. Все это напоминает переводные картинки из детства, когда под слоем воды появляется изображение. Жизненный опыт позволяет понять все это в едином контексте жизни моих предков, трагедии прожитых и непрожитых судеб.

Троица. Бабушка выпалывает траву на могиле у памятника, что находится на въезде в село. Мне, по ощущениям, лет одиннадцать, и я задаю неудобные вопросы. Она отводит глаза и через силу отвечает: “Свои их расстреляли, красные. Хоронили ночью. Вначале здесь троих похоронили, потом восьмерых привезли, затем еще семерых. Родственникам запретили присутствовать. Мы не знаем, здесь они лежат или нет”.

Опять кладбище. Бабушка на мои частые просьбы показать, где похоронен ее старший брат Василий, вдруг согласилась. Долго шли между могил, и где-то на окраине кладбища у безымянного креста, где краской с потеками написан год, она сказала: “Вот, Васенька, внучка тебя проведать пришла”. На мой вопрос, а где же его имя на кресте, она ответила, что много их тут. Еще одна загадка без ответа.

Антонина Иосифовна Лежанина (слева), Михаил Иосифович Лежанин (в центре).

Идем с отцом. Я в школу, он на работу. У гаража ниже детского дома он вдруг говорит мне, что здесь похоронены белые. Я запомнила не только слова, но и эмоции на его лице.

Три не связанных между собой ситуации остались в памяти, вступив в конфликт с детским пониманием жизни. Причинно-следственные связи выстроились осенью 2021 г. В поисках родственников мы обнаружили, что в Метрических книгах Свято-Троицкой церкви за 1918-1919 гг. причиной смерти 64 кыновлян стали расстрелы и гибель во время вооруженных боев за Кыновской завод. В списке ниже многие односельчане увидят фамилии своих близких и дальних родственников, найдут документальное подтверждение семейных историй, передаваемых из поколения в поколение. Эта запись и для меня стала ключом к сохраненным в памяти загадкам.

Кыновской завод в 1918 г.

Согласно историческим свидетельствам, Кын в течение нескольких месяцев с июня 1918 по ноябрь 1918 гг. 6 раз переходил из рук руки, и каждый раз, естественно, с огромными потерями с обеих воюющих сторон.
Интересен также тот факт, что в то время с обеих сторон, кроме коренных россиян, в военных действиях принимали участие интернациональные военные формирования. На стороне Красной Армии воевали австро-венгры, а на стороне Белых – бело-чехи.

Наивно думать, что сельские жители вели обычный образ жизни.
К этому моменту в Кыну проживало около 4000 человек.
Известны рассказы очевидцев тех событий, свидетельствующие о гибели местных сельских жителей, ставших жертвами вооруженных формирований, контролирующих населенный пункт в тот или иной момент. Традиционно считается, что все они пали жертвами белогвардейцев.
В настоящее время на территории поселка находится четыре памятника жертвам Гражданской войны. На двух из них есть памятные таблички с именами погибших. К сожалению, многие детали произошедшего канули в лету: очевидцев уже не осталось в живых, записанные рассказы зачастую расходятся в деталях, некоторая информация полностью отсутствует. Тоталитарный режим наложил свой отпечаток на память прошлого. Однако, выцветшие чернильные записи на истлевших архивных документах говорят сами за себя, являются первоисточником, безмолвным суровым свидетелем глобальных исторических событий мирового масштаба, раскрывая и дополняя картинку в сознании современников, смещая акценты и задавая новые вопросы профессиональным историкам, краеведам, писателям, а также таким исследователям-любителям, как мы.

Памятники Гражданской войны не территории поселка Кын

Первый памятник находится возле Свято-Троицкой церкви в центре села. “Павшим в боях за установление Советской власти на Урале”. Установлен в 1967 г., без фамилий.

Памятник “Павшим в боях за установление Советской власти на Урале”. Установлен в 1967 г.

Второй, при въезде в село Кын, на Мерзлой горе. “Здесь похоронены красноармейцы и заложники из местного населения, расстрелянные колчаковцами летом 1918 года”. 18 фамилий.

Памятник убитым красноармейцам и местным жителям при въезде в село Кын
Памятник убитым красноармейцам и местным жителям при въезде в село Кын

Третий, на берегу реки Чусовой, под скалой Гребешок. “Здесь похоронены жители Кыновского завода, сторонники Советской власти и красноармейцы, расстрелянные белогвардейцами во время Гражданской войны в ноябре 1918 года”. Десять фамилий и один “неизвестный красноармеец”.

Памятник на берегу р. Чусовой, под скалой Гребешок
Таблица 1. Метрические книги Жертвы гражданской войны в Кыновском заводе по материалам метрических книг Свято-Троицкой церкви 1918-1919 гг.

Четвертый на железнодорожной станции Кын. Без фамилий, похоронены расстрелянные пленные австро-венгры.

Памятник расстрелянным пленным австро-венграм. 1977 г.

Список погибших в 1918 – 1919 гг. в Кыновском заводе по данным метрических книг Свято-Троицкой церкви 1918 и 1919 гг.12

В книгах зафиксированы данные о 22 человек “убитых”, 34 – “расстрелянных” и четверых погибших при крушении поезда. «Убитыми» кыновские обыватели могли быть в ходе боев на территории завода, а также в значении «расстрелян». Подтверждением тому стали воспоминания жителей о расстреле красногвардейцами купцов Ромашовых и Лоскутова. В Метрической книге напротив их фамилий использовано слово “убит”.

Очевидно, что это неполный список всех погибших в период Гражданской войны. В книге 1918 г. отсутствуют последние листы – запись там заканчивается 16 декабря. В метрической книге за 1918 г. отсутствует имя Василия Иосифовича Лежанина (родного брата моей бабушки), который был расстрелян в 1918 г. Еще одно подтверждение я нашла на сельском кладбище (см. фото ниже). Мы видим, что один из Рюминых Петр Георгиевич есть в списке расстрелянных, а Рюмин Григорий Максимович отсутствует. Также не указана дата рождения и смерти, что подтверждает расстрел обоих Рюминых в ноябре 1918 г.

Список составлен на основании данных Метрических книг Свято-Троицкой церкви 1918 и 1919 гг., а также табличек с именами погибших на памятниках в Кыну: на Мерзлой горе и у камня Гребешок: 60 имен из метрических книг и 7 имен, написанных на памятных табличках, но отсутствующих в метрических книгах. Всего же в таблице 67 человек.

Сравнение данных на памятных досках и метрических книг выявило несколько несовпадений. На эти вопросы мы попытались ответить в нашем исследовании.

КОГДА ЖЕ ПОГИБЛИ КЫНОВЛЯНЕ, похороненные на въезде в село? На памятной табличке указано, что 18 человек расстреляны ЛЕТОМ 1918 года. Теперь открываем метрическую книгу и видим, что жители села, похороненные на въезде, были расстреляны с 24 по 29 ноября 1918 г. В те же даты (с 24 по 29 ноября) состоялись расстрелы у Гребешка.

СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК РАССТРЕЛЯНО В КОНЦЕ НОЯБРЯ 1918 ГОДА? Сергей Гринкевич в книге «Кын – золотое донце» пишет о 53 жителях, расстрелянных в ноябре 1918 г. Так как в метрической книге отсутствуют последние листы, поэтому мы будем опираться на эту цифру. По данным метрических книг, табличкам на памятниках и собственной информации нам известны имена 43 человек.

КТО ТЕ 10, ЧЬИ ИМЕНА НАМ НЕИЗВЕСТНЫ? Есть ли шанс их установить?

Результаты исследования

Итак, на вопрос КОГДА мы можем твердо ответить: все 18, погребенные у памятника на въезде и 11 расстрелянных у камня Гребешок, погибли в ноябре 1918 г. На следующем этапе мы сужаем временные рамки и задаем вопрос: даты расстрела (с 24 по 29 ноября и дата захоронения 16 декабря) в метрической книге соответствуют новому или старому стилю?

Тщательный анализ метрической книги 1918 г. показал, что все три главы – “О родившихся”, “О бракосочетавшихся” и “Об умерших, – по какой-то причине написаны по-разному. Глава “О родившихся” полностью записана в новом стиле. Глава “О Бракосочетавшихся” до 4 мая 1918 г. записана в новом стиле, а с 4/17 мая 1918 г. до 11/24 ноября 1918 г. указаны две даты. Глава “Об умерших” также содержит смешанную датировку событий, но в другой комбинации: с января по 5/18 октября 1918 г. записи велись в старом/новом стилях, а начиная с 5 октября 1918 до конца года (последняя запись 16 декабря 1918 г.) – только по старому стилю.

Метрическая книга 1919 г., начиная с января, содержит двойные даты.
Уточнение дат расстрела позволит нам сделать заключение о том, кто расстрелял жителей, чьи войска 24-29 ноября занимали Кыновской завод.

Разворот страницы из метрических книг Свято-Троицкой церкви за 1918 и 1919 гг. Изображение из статьи Постаноговой С., Немытовой Е.«Жертвы гражданской войны в Кыновском заводе по материалам метрических книг Свято-Троицкой церкви 1918 – 1919 гг».

Чтобы уточнить данные мы обратилась к материалам международной научно-практической конференции «Гражданская война на Урале». С. Кын, 28-29 августа 2020 г. Для анализа использовались данные из статей:

– «Кыновская операция» Михаила Григорьевича Ситникова, члена Екатеринбургского военно-исторического клуба «Горный Щит»

-“Бои на Лысьвенском направлении в 1918 году” – Александра Михайловича Кручинина, архивиста и историка белого движения, заведующего отделом военно- исторического наследия Дома Русского Зарубежья имени А. И. Солженицына
– “Пермская операция глазами Радиолы Гайды” Леонида Аркадьевича Обухова, кандидата исторических наук, Пермский научно-исследовательский университет

По официальной версии, кыновлян расстреляли белые. Со слов родственников, Лежаниных расстреляли красные. Поэтому пришлось сопоставлять даты расстрела и даты входа в Кын красных и белых войск.

Предположим, что в доступных нам источниках все даты указаны по новому стилю (см. Таблица. Сопоставление дат убийств и расстрелов в Кыновском заводе в 1918 г. с датами входа красных и белых войск, принимая во внимание, что в источниках даты указаны по новому стилю). Тогда получается, что кыновлян расстреляли белые. Если все же даты в вышеуказанных источниках написаны по старому стилю, или даты в метрической книге по какой-то причине указаны в новом стиле, то жителей расстреляли красные.

Таблица 2. Сопоставление дат убийств и расстрелов в Кыновском заводе в 1918 г. с датами входа красных и белых войск, принимая во внимание, что в источниках даты указаны по новому стилю.

Вывод: палачами местных жителей 24-29 ноября были скорее всего белые. Однозначного ответа на этот вопрос, к сожалению, нам не удалось найти.

На этом этапе мы ответим на вопрос, почему казнили кыновлян?

Причиной массовой расправы над жителями стала казнь белогвардейцев, попавших в плен 8 ноября 1918 г. при захвате Кыновского завода красными. Этот эпизод подробно описан в книге Сергея Гринкевича «Кын золотое донце»:

“21 ноября [на самом деле это произошло после 29 ноября 1918 г. по новому стилю – прим. авт.] Кыновской завод без боя был занят частями 2-го Барабинского, 4-го Енисейского и 3-го Барнаульского полков, продвинувшихся со станции Кын. На окраине села они нашли тела своих боевых товарищей, попавших в плен к красным после боев 8 ноября 1918 г. Следы побоев, издевательств, пыток рисовали картину их мученической смерти. Похоронили их с воинскими почестями в братской могиле у церкви.

На другой день все взрослое население было собрано на площадь к плотине и окружено казаками. Белые требовали выдать большевиков, всех, кто работал в Совете, кто был в красноармейских или партизанских отрядах, требовали указать семьи коммунистов и советских работников.

Из массы собранных жителей колчаковцы взяли на выбор 30 заложников. При этом было заявлено, что если в течение двух часов не будет выполнено, что требовалось, заложников расстреляют. Никто не вышел.

В ночь и под утро в разных концах селения, на Мерзлой горе и в Криуше, ло расстреляно несколько десятков человек. В горячке мести погибли 53 кыновлянина.”

Предположим, что белые расстреляли 30 человек, а остальные 23 жителя были ранее расстреляны красными войсками с 12-29 ноября 1918 г. Согласуется с этим предположением семейная легенда о смерти Константина Ефремовича Лежанина. По словам родственников, его запороли насмерть. Такой вид казни обычно использовали белогвардейцы. А коммуниста Ивана Ефремовича Лежанина, по словам его внучки, расстреляли колчаковцы на станции Кын. Похоронен он там же, а имя его указано на памятнике жертв Гражданской войны на въезде в Кын. Возможно, что Иван и Константин Лежанины были казнены белогвардейцами, а Василий Иосифович и Кирилл Ефремович Лежанины – красногвардейцами. Но это только предположение, основанное на субъективной информации родственников, а не документально.

Также интерес вызвала информация о месте захоронения белых, расстрелянных красногвардейцами после 08.11.1918 г.

В статье М.Г. Ситникова «Кыновская операция» читаем, что 8 ноября 276 белогвардейцев, в том числе 12 офицеров, замученных и зверски убитых, торжественно похоронили в ограде Свято-Троицкого храма. Но похоронить в ограде церкви около 300 человек практически невозможно. Предполагаем, что в ограде были похоронены 12 офицеров, а более 200 бойцов захоронили “ближе к лесу”, как говорили родственники.

Предполагаемое место захоронения белогвардейцев

Место это и память об убитых и замученных пытались сравнять с землей в советское время. Здесь были гараж и мастерские детского дома, потом спортивная площадка Кыновской средней школы. До сих пор оно не найдено и ничем не обозначено.

В процессе собственного исследования, я пришла к выводу: в Кыновском заводе существует два официальных массовых захоронения (на въезде и в центре села), один памятник на месте казни и три неофициальных массовых захоронения. Одно на сельском кладбище, второе – у Свято-Троицкой церкви и третье – в районе спортивной школьной площадки. Моей ближайшей целью будет поиск захоронения на кладбище.

Выводы

В результате исследования установлены дополнительные детали по факту массовой гибели гражданского населения в Кыновском заводе в период Гражданской войны в 1918 – 1919 гг. В частности, уточненное количество погибших – 67 человек. Массовые расстрелы состоялись в период с 24 по 29 ноября 1918 года (по старому стилю) или с 7 по 12 декабря (по новому стилю), а не летом 1918 г., как считалось ранее. На основании вновь полученных данных, складывается впечатление, что белые ответственны за расстрел кыновлян в конце ноября 1918 г. Однако, красный террор тоже имел место. В ходе исследований появилась гипотеза о местонахождении братской могилы жителей села, а также месте захоронения белогвардейцев.

Заключение. Новые вопросы

В завершение я задаю себе вопрос: почему при произвольном отборе 30 человек расстреляли четверых Лежаниных? Погибли ли Лежанины от рук красных и белых? Почему мои родственники опровергали официальную информацию? Эти вопросы войдут в дальнейшее исследование.

Использованная литература:

  1. Метрические книги Кыновской Свято-Троицкой церкви 1918 и 1919 годов. ГАПК.Ф.719.Оп.7.Д.24, ГАПК.Ф.719.Оп.7.Д.248
  2. Cитников М.Г. «Кыновская операция». 2020.
  3. Кручинин А. «Бои на Лысьвенском направлении в 1918 году.
  4. Обухов Л. «Пермская операция глазами Радиолы Гайды».

  1. ГАПК.Ф.719.Оп.7.Д.245 

  2. ГАПК.Ф.719.Оп.7.Д.248