Домашний скот являлся обязательной частью любого крестьянского хозяйства. Содержание у себя на дворе животных обеспечивало семье помощь на покосе, еду и шерсть для последующего изготовления одежды. Поэтому неудивительно, что из поколения в поколение передавалось традиционные знания, помогающие оберегать скот. Этими обрядами продолжали пользоваться и в советское время, в колхозах. В этой статье мы постарались собрать самые яркие и распространенные здесь, в Кыне.
В крестьянских домах Кына чаще всего держали корову, коня, несколько овец, кур и петуха. Также встречаются упоминания о козах. В советское время в хозяйстве начали появляться свиньи и кролики. До этого они были мало распространены, так как давали только мясо. Конечно, количество и разнообразие животных зависело от материального достатка семьи. Например, в совсем бедных семьях иногда вместо коровы была коза.
Ниже приведены обряды, рассказы о которых записаны в Кыне. Наши собеседники, говоря о них, упоминали только о действиях, оберегающих коров.
Чтобы корова возвращалась домой после выпаса, при ее покупке могли проводиться следующие обряды:
- За воротами дома, на землю клали фартук хозяйки. Корова должна была переступить через него. Вместо фартука могли использовать полотенце, платок или половик1;
- Перед тем, как ввести во двор, корову переводили через 3 речки;
- Хозяйка в фартук собирала землю со следами коровы;
- Стоя у печи, насыпали на ломоть хлеба очень много соли. При этом произносились слова с общим смыслом: “Как печка дома стоит, так и корова домой придет”. Хлеб давали корове.
Такие обряды носят больше языческий характер, но нам рассказывали и о народных православных традициях. Отправляя коров пастись в поле или лес, хозяйка могла перекрестить их вслед и произнести небольшую молитву. Встречаются истории о знающих бабушках, которые помогали укротить скотину. Вот, например, как о подобном случае рассказывает одна из наших информанток:
И он ей что-то видно наколдовал. Потому что в конюшне не велась скотина. Когда мы туда переехали, он мне сказал: “Она не будет вестись”. У нас была корова, овечки, свинья, куры. Кур передавила ласка, теленок был у нас, я его перекормила, сдох, две овечки просто пропали. И мне потом, а они(соседи)тоже боговерующие были, и я пришла и она. Корова у меня домой плохо ходила и она говорит: “На, вот сделай так-то”. Я сделала, мне не помогло. И она когда пришла, она корове промеж рогов ей с молитвой водой, наверное, тоже святой, побрызгала и корова сама идет домой. Я ее загоняла, а она тут идет сама. Хозяйства мы лишились. И когда я к ним-то пришла и говорю: “Вот такая-то, такая-то, она и говорит: “Там ничего вестись не будет!””. А мне потом говорят: “Так ты почему у нее не спросила, может, это он и сделал?”. Потому что они очень сильно с ней ругались. Вот такой вот случай тоже был.
Чудинова Светлана Владимировна
Местные жители разделяют карту Кына на несколько районов: Криуша, Троицкая гора, Ильинская гора, Мерзлая гора (см. подробнее топонимическую карту). У каждого района было свое стадо. Однако воспоминания о том, кто пас скот, есть разные:
- Пасли взрослые по очереди;
- Специально нанимался пастух из приезжих;
- Пасли дети и подростки.
Скорее всего, жители каждой горы пасли скот по очереди в своем районе, а те, кто не хотел или не мог, нанимали пастуха на собственные сбережения. Это традиция удивительна, ведь пастух (наряду с кузнецом и пасечником2) играет в русской фольклорной традиции особую роль. Он владеет тайным знанием. Но в Кыну нам не удалось собрать рассказы о пастухе как носителе особого знания.
Скот выгоняли в поля с полным сходом снега. При уральском климате и географическом расположении Кына он мог приходиться на конец апреля – начало мая. Из интервью нам стали известны две даты: 3 мая и 10 мая.
В советское время, с появлением колхоза, уклад жизни людей кардинально изменился и многие традиции были забыты. Некоторые из наших информантов (особенно неуроженцы Кына) никогда не совершали приведенные выше обряды. Но чаще всего нам с удовольствием рассказывали об особенностях ухода за скотом своих старших родственников, не забывая упомянуть, что и в колхозе коров “переводили через фартук”.
На обложке - фото из архива Любови Александровны Кайгородовой.