Как жили дети в 50-70-х годах в селе Кын? В это время детство было спокойным, размеренным и счастливым.
Ребята придумывали игры, купались в речке, пели и занимались спортом. О некоторых играх и развлечениях местные жители до сих пор помнят. Они также охотно рассказывают о школьных годах, поездках в лагеря и о своих обязанностях в семье.
Нина Николаевна Желонко, 1939 г.р
По рассказам Нины Николаевны, детство было удивительным и счастливым. Дети разных возрастов дружили друг с другом.
Летом они ставили спектакли, купались в Чусовой, пели песни и занимались спортом. Перед спектаклем развешивали объявления и собирали стулья, чтобы позже воссоздать атмосферу зрительного зала. На концертах танцевали и пели песни:
“Как поехали два брата из деревни в Петроград.
Одного зовут Ерёмой, а другого-то Фомой.
Ах дербень, дербень Калуга.
Дербень Ладога моя!
Тула-Тула из-под стула, а Москва из-под стола.
Весело было нам, все делили пополам.
Пополам, пополам, все делили пополам”.
<!-- wp:paragraph --> <p>"Раз принес мне барин чаю<br> И велел его сварить,<br> А я отроду не знаю<br> Как проклятый чай варить.</p> <!-- /wp:paragraph --> <!-- wp:paragraph --> <p>Вот поставил я таганку, <br>Чай весь высыпал в горшок,<br>Дал приправы-перцу, луку<br>И петрушки корешок.</p> <!-- /wp:paragraph --> <!-- wp:paragraph --> <p>А потом все это в печку,<br>Раза три прокипятил<br>И для пущего эффекту<br>Сверху маслица подлил.</p> <!-- /wp:paragraph --> <!-- wp:paragraph --> <p>《Чай готов! Извольте кушать》-<br>Снял я с барина пальто.<br>Молодец, коль будешь слушать.-<br>И сказал. - Хвалю за то!</p> <!-- /wp:paragraph --> <!-- wp:paragraph --> <p>Если будешь аккуратно<br>Ты всегда так исполнять,<br>Через месяца четыре<br>Подарю рублевок пять.</p> <!-- /wp:paragraph --> <!-- wp:paragraph --> <p>Ой, пять рублей ведь денег много,<br>С ними можно погулять,<br>И Акулька - недотрога<br>Меня будет уважать.</p> <!-- /wp:paragraph --> <!-- wp:paragraph --> <p>Вдруг... мой барин разозлился, <br>Меня в горницу позвал,<br>В волоса мои вцепился<br> И таскал, меня, таскал.</p> <!-- /wp:paragraph --> Эх ты, Филька, дурачина. Ты чего ж мне наварил, Ох, проклятая скотина, Чтобы пес тебя схватил! <!-- wp:paragraph --> <p>Долго, долго он ругался,<br>Злой по горнице ходил.<br>Тут чурбак ему попался,<br>И на кухню проводил.</p> <!-- /wp:paragraph --> <!-- wp:paragraph --> <p>Я все думал, удивлялся,<br>Чем ему не угодил,<br>И потом лишь догадался,<br>Что я чай... не посолил..."</p> <!-- /wp:paragraph -->
“Раз принес мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю
Как проклятый чай варить.
Вот поставил я таганку,
Чай весь высыпал в горшок,
Дал приправы-перцу, луку
И петрушки корешок.
А потом все это в печку,
Раза три прокипятил
И для пущего эффекту
Сверху маслица подлил.
《Чай готов! Извольте кушать》-
Снял я с барина пальто.
Молодец, коль будешь слушать.-
И сказал. – Хвалю за то!
Если будешь аккуратно
Ты всегда так исполнять,
Через месяца четыре
Подарю рублевок пять.
Ой, пять рублей ведь денег много,
С ними можно погулять,
И Акулька – недотрога
Меня будет уважать.
Вдруг… мой барин разозлился,
Меня в горницу позвал,
В волоса мои вцепился
И таскал, меня, таскал.
《Эх ты, Филька, дурачина.
Ты чего ж мне наварил,
Ох, проклятая скотина,
Чтобы пес тебя схватил!》
Долго, долго он ругался,
Злой по горнице ходил.
Тут чурбак ему попался,
И на кухню проводил.
Я все думал, удивлялся,
Чем ему не угодил,
И потом лишь догадался,
Что я чай… не посолил…”
В детстве Нины Николаевны повесть Аркадия Петровича Гайдара “Тимур и его команда” была невероятно популярна. Для советских детей ее герои стали примерами для для подражания. Поэтому, вдохновившись книгой, ребята решили вести себя как герои повести. Они собирались на площадке, которую сами выложили из камней, поднимали свой флажок (“Обычная красная тряпица”) и проводили зарядку. А после намечали план на день: помогали пожилым людям, складывали дрова, носили воду, а также ходили по ягоды и по грибы.
“Мы были как Тимур и его команда”
НИНА НИКОЛАЕВНА ЖЕЛОНКО
Казаки-разбойники
После дневных забот ребята начинали играть в игры, например, в казаки-разбойники.
“Носились от начала улицы до конца, а там уже елки, все, ельник называли, бегали, прятались. Всякими стрелочками укладывали значит дорогу, куда идти, все по-настоящему в общем”.
Нина Николаевна Желонко
Классические правила игры такие:
Ребята делятся на две команды и определяют, кто в какой команде, методом жеребьевки.
После жеребьевки дети начинают подготовку к игре: “Разбойники” придумывают пароль (или секретное слово), договариваются, куда будут прятаться, и убегают, по пути обозначая свой путь стрелочками. А “Казаки” в это время готовят “Темницу”: отгораживают ее палочками или также рисуют мелом. Туда будут приводить пойманных.
В самом начале игры обозначается территория, на которой происходит игра – за нее нельзя выходить.
Стрелочки рисуют примерно каждые 20-30 метров, не пропуская повороты. На развилке дорог разрешается запутать стрелки и провести “Казаков” по ложному пути.
“Разбойники” выбирают себе разные укрытия и делятся на несколько групп, за счет этого их сложнее искать.
Если “казак” нашел и поймал – осалил – кого-то из чужого лагеря, то пленник вместе с ним идет в “темницу”. По пути в заточение “разбойника” могут освободить друзья, осалив “казака”. Таким же образом можно выручить пойманного бандита из плена.
В “темнице” у соперников начинают выпытывать пароль “разбойников”.
“Казаки” одерживают верх, когда в заточении окажутся все “разбойники” или когда им станет известно секретное слово-пароль1.
Работа по дому
Дети любили бегать и играть, но про семейные обязанности тоже нельзя было забывать. Поэтому в “обеденный перерыв” ребята расходились по домам и занимались домашними делами. Нина Николаевна начиная с пятого класса мыла полы (мыли водой и песком: посыпали пол, брали голик и терли до осветления пола) и носила воду:
“Тут жил один мальчик, ну он немного постарше нас, так он когда встретит нас с ведрами, да еще и выльет воду на середине дороги. То есть нам приходилось еще раз идти за водой.”
Нина николаевна желонко
Еще девочкой Нина помогала своей маме с глажкой одежды (гладили угольным утюгом):
“Однажды так долго я гладила, там же угарный газ идет, от углей-то. Так что пошла в школу и упала, там на мосту меня подняли потом. Потеряла сознание.”
Нина николаевна желонко
На вопрос, чем отличается нынешний принцип воспитания детей от старого, Нина Николаевна ответила так: “Я считаю, что нас воспитывали идейными. Закладывали в нас больше добра, говорили о каких-то идеалах, о честности, о совести, а вот сейчас послушаешь, так совесть вообще на десятом месте, даже смешно иногда”.
Нина Николаевна росла вместе со своей двоюродной сестрой, которая часто писала в детстве стихи. К сожалению, самое ранее творчество не сохранилось, но есть стихи более позднего периода:
Нина Николаевна была отличницей, поэтому у нее есть воспоминания о поездках в “Артек”. В этот лагерь отправляли лучших учеников советских школ – активистов и отличников. Смены проходили с сентября по ноябрь. В один из приездов Нина Николаевна встретилась с С. Я. Маршаком.
На фото Нина Николаевна в 1952 г. в “Артеке”:
Ольга Петровна Котельникова, 1954 г.р.
Делить земли
Ольга Петровна, жительница села, рассказала про интересную игру под названием “Делить земли”:
” На вытоптанной земле чертили круг. Если четыре человека играют, то на четыре части делили, если пять, – то на пять. Каждый встает на свой клинышек. Потом считалочкой разыгрывали, кто первый будет землю делить. Кто выпал первым, кидает напильник, если он воткнулся в землю, значит, я кромсаю этот кусок и забираю себе. До этого момента я не имею права встать на чужой кусочек земли. Если не воткнулся, переходит ход другому.
Если в линию попала, то перекидываю.
Выигрывал тот, кто к концу игры имел самый большой участок земли.
И бывает так, что один всю землю заберет, помещик.”
Ольга Петровна Котельникова
В классическом варианте дети играли ножом, в идеале каждый имел свой. А Ольга Петровна с друзьями играла трехгранным напильником. Они играли все вместе, передавая напильник по кругу.
“Ну кто-то ножом играл, но ножом опасно. Мне и так один раз вот этим напильником попали в ногу, ладно мама медик, мне же проткнуло ногу – и как хлынет! У меня шрам остался, зашивали”.
Ольга Петровна Котельникова
Красочки
“Сидят все “Красочки”, один (продавец) ходит и нашептывает, кто какая краска,- синяя, красная, желтая. Все цвета должны быть разными, все запоминают свой цвет. А черт этого не слышит и приходит потом в магазин за красочками.”
Ольга Петровна Котельникова
Тук тук Кто тут Это я черт с рогами с горячими пирогами зачем пришел за красочкой за какой за фиолетово скачи по фиолетовой дорожке на одной ножке
“Тук-тук-тук! Откройте,
пришел черт с рогами,
на ногах копыта, на спине корыто.
На лбу большая шишка,
В кармане дохлая мышка.”
Дальше ведется диалог:
Продавец: “Что тебе нужно?”
Черт: “Краска!”
Продавец: “Какая?”
Черт, к примеру: “Зеленая”2
Согласно классическим правилам игры далее, если такой цвет у кого-то есть, то продавец говорит, сколько он стоит (например: “Пять рублей”), черт ударяет продавца пять раз по ладони. В это время “Красочка” с названным цветом убегает. А черт произносит такие слова:
“Куда дохлая мышка упала, туда и Краска прибежала” Он кидает “дохлую мышку” подальше от себя, и сбежавшая “Краска” должна прийти на это место.
В качестве “дохлой мышки” можно использовать любой предмет, игрушку, мячик т.д.
Черт смотрит на расстояние до краски и говорит примерное количество шагов до нее.
Продавец в свою очередь придумывает для черта какое-то особое задние как дойти до краски, например:
· сделать несколько гигантских шагов;
· попрыгать на одной ноге;
· пройти на корточках;
Черт должен уложиться в количество шагов, которые он назвал. Если черт не уложился в количество шагов, которые назвал, покупка начинается с начала. Убежавшая краска возвращается на место, и называть эту краску уже нельзя. Если же черт уложился в количество названных шагов, участники меняются местами. Черту продавец назначает цвет, и он становится краской и игра повторяется. Но нельзя давать название краски, которую он поймал3.
Колечко-колечко, выйди на крылечко
“Все сидят, сложив и выставив руки так, чтобы ведущий мог туда кинуть колечко. Ведущий шел по порядку и кому-то незаметно клал колечко в руки, все остальные стояли и не подавали виду. Потом ведущий говорит: “Колечко-колечко, выйди на крылечко! В этот момент человек с колечком должен выскочить из ряда, а у других задача не выпустить его. Тот, кто выполнял свою задачу, выигрывал и становился ведущим “.
Ольга Петровна Котельникова
Наталья Викторовна Дитятьева, 1959 г.р.
Наталья Викторовна рассказала нам про то, что она жила на очень дружной улице, где выросло человек пятнадцать “босоногих” детей.
“Мы в лесу много времени проводили, постоянно что-то закапывали, у нас же скалы кругом были. Слева скалка, справа скалка. Мы постоянно брали своих кукол и уходили”.
Наталья Викторовна Дитятьева
Клеточки
Играли, как правило, на “Чистом месте”, реже – на “Алешиной тропочке”. Там были живописные виды, красивые полянки, виднелась Чусовая. В лесу все хорошо ориентировались, поэтому могли спокойно там играть (было принято считать, что если не принес на себе из леса клеща – “не живучий человек”, тогда не было инфицированных клещей). Чаще всего играли в “Клеточки”, строили домики для кукол:
“Брали различные тряпочки, сумочки, коробочки и устраивали там куклин домик. Ходили друг к другу в гости, у кого красивее. Украшали платочками, брали елочку и делали колыбельку для куколок”
Наталья Викторовна Дитятьева
На сегодняшний день многие игры забыты, какие-то существуют в измененном виде. У современных детей есть новые способы проведения досуга, но пожилые люди до сих пор с теплом вспоминают и охотно рассказывают о своих детских развлечениях и заботах.
*Нина Николаевна вспомнила только часть песни про барина и чай, недостающий текст был найден на сайте : http://a-pesni.org/popular20/1prinesmne.php
Фото на обложке из личного архива О. П. Котельниковой