Историческое поселение Пермского края
Праздники: церковный календарь

Праздники: церковный календарь

На протяжении всей своей истории человек старается организовать собственную жизнь в соответствии с общими законами мироустройства. Это может быть наступление дня и ночи, смена времен года, удлиняющийся или укорачивающийся день. Несмотря на то, что в обыденном понимании «праздники» противопоставлены чему-то привычному, бытовому, рутинному, они испокон веков служат для упорядочивания жизни человека, а ритуалы, сопровождающие праздник, поддерживают ощущение из года в год повторяющегося жизненного цикла.

Конечно, многие из обрядов, которые на данный момент ассоциируются у нас с православной традицией, уходят корнями далеко в языческое прошлое. Но в этой статье мы не будем углубляться непосредственно в историю обычаев, а скажем об особенностях их бытования в Кыну.

В церковной традиции год начинается первого сентября (по старому стилю), но нам показалось более уместным, говоря о праздниках, опираться на календарный год: кыновляне во многом являются носителями индустриальной, светской культуры, на чем сами часто акцентируют внимание.

Рождество и Святки

Начало года знаменовалось в Кыну празднованием Рождества. В советские годы церковные праздники были под запретом, но несмотря на это, кыновляне помнили о важной дате. По рассказам старожилов, женщины ходили домой к односельчанину – бывшему священнику – и молились все вместе. Под утро в домах зажигали лампадки.

На Святки – с 7-го по 19-е января, то есть вплоть до Крещения – было принято колядовать. Дети наряжались : выворачивали шубы наизнанку, надевали маски, раскрашивали лица – и бегали от дома к дому – просили сладостей. Надо было постучаться в дом, спеть песню или рассказать стихотворение, станцевать, тогда хозяева давали колядующим какое-то угощение : конфеты, пироги, что не жалко. Бегали обычно по несколько человек, не поодиночке. Колядующих было слышно издалека: подбегая ко двору, они кричали «Пришла Коляда, открывайте ворота!».

Рождество пройдет 7-го, с 8-го числа наряжались люди, это называлось Святки… Вот мы бегали, когда молодые были, все время наряжались… и шубы переворачивали, и маски одевали, в общем, наряжались… Мы вот в дома заходили, где нет маленьких детей… всегда… если дети маленькие есть, никогда не заходили… Взрослые нам там наливали по стопочке, мы уже знали, куда идти (смеется)… Это колядки и есть… Сейчас вот ребята приходили к нам нынче, они какие-то там песни пели нехорошие немножко. Я говорю: «Я вас впущу, но только чтобы мне петь хорошие песни!»

Антонина Федоровна Щукина

Часто колядующие, обряженные в вывернутую наизнанку одежду, со спущенными на лоб шапками, выглядели пугающе:

У нас еще есть колядки, значит… Ходим, колядуем, наряжаемся всякой нечистью. У нас жили поповские дочери две. И мы вот к ним постучались: «Кто там?» Что-то какую-то причину сказали, нас пустили. Там была старшая, худощавая, Сима, и маленькая – полненькая, Маня… И мы когда зашли, они увидели-то нечисть, они давай как кричать от испуга-то!… а мы рванули, что они кричат… Потом старшая сказала, что это колядка-то… а Маня очень долго потом отходила от этого…

Светлана Владимировна Чудинова

Крещение

На Крещение, 19-го января, был обычай окунаться в прорубь. Эта традиция давно исчезла, но некоторые из наших информанток помнят, как их родители погружались в воду Чусовой. Прорубь делали в форме креста, освящали. В ледяную воду окунались и мужчины, и женщины. В настоящее время эта традиция возобновилась воцерковленными людьми.

Крещенскую воду тоже давно перестали использовать в быту, хотя раньше, как вспоминают жители Кына, иногда это делали:

Начали когда к Богу поворачиваться, мама скажет, что Крещение – надо воды набрать, тогда бегали собирали ночью. Вот ночью почему-то вот… двенадцати часов ждем, потому что на Крещение надо… И мы после вот двенадцати часов бегали…

ТАМАРА АЛЕКСАНДРОВНА ДЫЛДИНА

Воду, по воспоминаниям местных жителей, брали в реке Кын – она практически не замерзает зимой.

Масленица

В календаре праздников, значимых для жителей Кына, как и во многих других городах и селах, сосуществуют христианская (в общем смысле) и светская традиции. В целом, в этом нет ничего необычного, однако нам было важно заметить местные особенности такого одновременного бытования традиций.

Например, Масленицу в Кыну называют Днем русской зимы. Мы уже сказали, что с приходом советской власти церковные праздники стали отмечать тайно, а в случае с Масленицей всеми любимый праздник перешел из разряда церковных в разряд светских, поменяв название:

Это вот как раньше была бы Масленица, но только она как бы… Мы от религии-то были отодвинуты, Бога-то не было, сказали, и вот был День русской зимы – как бы компенсировали Масленицу. Ездили на лошадях, лазили на столб, тоже музыка, народу было много…

Евгений Сергеевич Щукин

Масленичная неделя перед Великим постом – и сама Масленица – была одним из любимых событий для многих жителей Кына. В этот день устраивались гуляния около Дома культуры (Дом культуры, или “Кыновский Народный дом” – главное место проведения праздников в Кыну): можно было покататься на лошадях, походить по ярмарке – торговали всякими самодельными безделушками и едой, поесть блинов. Кататься на тройке – было излюбленным развлечением для детей и взрослых. На упряжку повязывали ленточки, вешали колокольчик.

Масленица тоже была у нас… это проводы русской зимы, тоже было организовано Домом культуры, вся вот эта площадь… На крылечках всех была торговля, тройки лошадей катались, так что… праздники были, конечно… В колхозе были лошади – конюха запрягали, ленточки… У меня папа уже на пенсию вышел, лошадь мы все украшали, лошадь у нас своя – катались… У нас кошелочка была, дети были маленькие, я садилась за вожжи – и поехали! С лошадьми выросли…

любовь александровна Кайгородова
Фото из личных архивов Л. А. Кайгородовой

Конечно, по традиции жители Кына сжигали чучело зимы – считалось, что так можно было ускорить наступление тепла.

Фото из личных архивов Т. Н. Старковой. Празднование Масленицы

Вербное воскресенье и Пасха

Здесь, в Кыну, даже в советские годы люди праздновали Пасху тайно, но соблюдая все правила, обязательно с куличом и крашеными яйцами:

В начале 30-х у нас церковь прикрыли, как рассказывают еще, кто помнит – люди стояли и плакали – колокола сбрасывали, пытались ее взорвать, но она такая крепкая… не смогли, оставили, только вот колокола посбрасывали… Здесь был… он видно раньше священником работал, но может быть просто дьяконом там в церкви. Так вот ходили мама, бабушка, другие женщины к нему домой, они там молились на Пасху вот, и на Рождество тоже так же. Ну а утром мы уже вставали, у нас уже лампадка горела и полный стол печеного всего: шаньги там… что еще… куличи, яйца красили шелухой этой… от лука… потом красками

Нина Николаевна Желонко

Последнее воскресенье перед Пасхой – Вербное воскресенье – тоже отмечали. Вербу собирали, приносили домой, ставили перед иконой. Перед этим освящали в церкви, а в годы, когда храмы стояли разоренные и заколоченные, сбрызгивали дома святой водой. Вербу, оставшуюся с прошлого года, сжигали в печи – просто так не выбрасывали.

Троица

Но самым важным для местных жителей праздником была Троица (по-другому – Пятидесятница – 50-й день после Пасхи). Об обрядах, сопровождавших ее празднование, нам рассказывали много и охотно – видно, что эта традиция не ушла.

Родительская суббота, подготавливающая наступление Троицы, тоже была важной датой в жизни села – так же, как Родительская перед Пасхой. С одной стороны, эти дни были поминальными: жители Кына (многие из которых уже давно уехали из села) приезжали на кладбище помянуть усопших родственников, иногда на могилы клали хлеб, сыпали крупу. Наконец наступал Троицын день.

Фото из личных архивов С. А. Гринкевича. Праздник Троицы: Кын, Свято-Троицкая церковь

Этот праздник – чаще всего выпадающий на начало июня – символизировал переход от весны к лету – самому важному в сельскохозяйственном цикле времени. Некоторые жители Кына называют Троицын день чуть ли не единственным обрядовым праздником, который здесь отмечали. Согласно традиции, на Троицу было принято «завивать» и «топить» березку: сначала мужчины находили и срубали небольшое деревце, потом все вместе украшали ее лентами. Всю Троицкую неделю люди собирались, пели песни и водили вокруг березы хороводы. Пели «Во поле березка стояла…» и все старинные песни, которые знали. На саму Троицу тот, кто посильнее, нес дерево к воде; мужчины переодевались в женские наряды, по дороге все веселились, снова пели, плясали. Ленты могли снимать перед тем, как пустить березку по воде, а если привязаны были просто тряпочки, то их оставляли на ветвях:

Справляли вот там внизу, в конце поселка. На берегу накрывали столы большие, все собирались… И на Троицкой горе у них всегда был праздник, березки наряжали, ленточки привязывали… Проходит неделя. Через неделю они идут сюда вот к нам на нашу улицу (дом Александры Григорьевны находится около Пристани – на ближайшей к Чусовой улице) – «Обруб» мы называем эту дамбу (местное название дамбы, вырубленной вручную из скалы)… с него эти березки бросают во всем наряде в речку

Александра Григорьевна сивкова

Уже полночь, стемнело (но все видно – ночи-то белые), березка пущена с Пристани, от крайнего дома, вниз по Чусовой. Самые смелые могут первый раз за год окунуться в реку и какое-то время проплыть за березой , но вода еще холодная, поэтому не каждый отважится. Можно остаться на берегу и смотреть вслед березке:

Поверху плывет – поем песни, «до свидания» говорим… Всегда «Березонькой» провожаем. Отправляем ее и все. Она уплывает… стоим долго, пока она тихо плывет так до поворота. Там с поворотом пошли все по домам

Тамара Александровна дылдина

Позже на Троицу стали устраивать концерты на сцене рядом с “Народным домом”.

Фото из личных архивов Т. Н. Старковой. Праздник Троицы в Кыну
Завивание березки. Фото из личного архива Н. Н. Желонко

Мы уже упомянули, что некоторые обряды, связанные с празднованием Троицы, живы и сейчас. Как и раньше, в этот день деревцами украшают церковь, заплетают на березе ленточки. Вот какой забавной историей поделилась с нами жительница Кына:

Мы нынче еще березку украсили… принесли из церкви березку, поставили к столбу. Быки как-то пришли, паразиты, березку у меня на рога поддели (смеется). У меня племянник бегал, отбирал – отобрал… Он сук обломил у березки (смеется)

Тамара Александровна дылдина

Другие обрядовые праздники (например, Иван Купала), как и многие церковные (Ильин день, Петр и Павел), особенно не отмечались, воспоминания о них у жителей Кына довольно расплывчаты.