Историческое поселение Пермского края
Помощь св. Симеона Верхотурского в Кыну

Помощь св. Симеона Верхотурского в Кыну

Внутри Троицкой церкви села Кын-завод на некоторых стенах сохранились росписи, выполненные в начале 1860-х годов.

Росписи в Троицкой церкви

Граф Сергей Григорьевич Строганов (1794–1882), как правило, лично руководил занятием своих крепостных мастеров, присылал живописцам литографические образцы икон. Роспись нового храма граф поручил Александру Мельникову, крепостному иконописцу из Усолья1

В письме управляющему Кыновского завода Н. А. Агееву граф Строганов наставляет: “…Усольский живописец Александр Мельников просит о предоставление ему в новой каменной церкви постройку иконостаса, резьбу, позолоту и письмо икон… О цене работ условьтесь с Мельниковым предварительно. Живопись должна быть в древнем византийском вкусе. Граф С. Строганов. 19 апреля 1860 года”.2

После закрытия храма в 1936 году многие десятилетия его использовали для различных хозяйственных нужд. А в 1990-е – начале 2000-х годов Троицкая церковь стояла без окон и дверей. От постоянной влажности и морозов росписи почти везде осыпались.

Сейчас в нижнем ряду основного, подкупольного, объема храма на северной и южной стенах различимы изображения святых с надписями: святители Алексий, Иона и Филипп, митрополиты Московские; святитель Димитрий, митрополит Ростовский; великомученица Варвара и праведный Симеон Верхотурский.

Святой праведный Симеон Верхотурский.
Роспись на северной стене Троицкой церкви.

Хранитель Уральской земли

Святого праведного Симеона Верхотурского (Меркушинского) называют “хранителем Уральской земли”, “духовным хозяином Сибирского края”. Он ро­дил­ся в на­ча­ле XVII ве­ка в ев­ро­пей­ской ча­сти Рос­сии в се­мье бла­го­че­сти­вых дво­рян. После смерти родителей в Смутное время пришёл на Урал и сначала поселился в Верхотурье3. В Си­би­ри пра­вед­ный Си­ме­он жил как про­стой стран­ник, скры­вая свое про­ис­хож­де­ние. С бла­го­ве­сти­ем о Три­еди­ном Бо­ге, о веч­ной жиз­ни в Цар­стве Небес­ном он хо­дил по окрест­ным се­ле­ни­ям, бесплатно шил полушубки и другую верхнюю одежду, преимущественно для бедных. В 1620 году он перебрался в село Меркушино (около 53 км к востоку от Верхотурья). Скон­чал­ся в 1642 го­ду и был по­гре­бен на Мер­ку­шин­ском по­го­сте у хра­ма Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла. Спустя 50 лет его мощи были обретены и освидетельствованы, и проведен опрос о имевших место исцелениях.  А уже в 1694 году состоялось прославление. 12 сентября 1704 года, по благословению митрополита Тобольского Филофея, было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона из храма Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая.

Пра­вед­ный Си­ме­он яв­лял­ся без­воз­мезд­ным це­ли­те­лем да­же та­ких лю­дей, ко­то­рые не ве­да­ли и не слы­ша­ли об его про­слав­ле­нии.

Помощь рабочему Кыновского завода

Праведный Симеон совершил множество чудес после кончины: различные исцеления, случаи избавления от татарского и от башкирского плена, многочисленные явления Святого. Так, в 1711 г. он явился в Верхотурье монастырскому старцу Иакову со словами: «Встань, по­ди и объ­яви всем, чтобы воз­дер­жи­ва­лись от сквер­но­сло­вия и слов бран­ных, ина­че Гос­подь по­шлет на лю­дей и на скот их го­лод и мор. Пусть все усерд­но мо­лят­ся Гос­по­ду, Его Пре­чи­стой Ма­те­ри и всем свя­тым, пусть весь на­род слу­жит мо­леб­ное пе­ние об от­вра­ще­нии гне­ва Бо­жия».4

Заслуживают внимание случаи чудесной помощи праведного Симеона Верхотурского, имевшие место непосредственно в Кын-заводе в 1828 г. и 1834 г. и описанные в полном житии Святого:

“По­сле быв­ше­го еще раз в 1825 г. осви­де­тель­ство­ва­ния мо­щей пра­вед­но­го Си­мео­на по­сле­до­ва­ли еще но­вые чу­де­са, из ко­то­рых при­ме­ча­тель­но од­но, про­ис­шед­шее в 1828 г. Осе­нью се­го го­да в ок­тяб­ре од­но­му из ра­бо­тав­ших на Кы­нов­ском за­во­де Ага­пию Ра­че­ву нуж­но бы­ло схо­дить в дом, на­хо­див­ший­ся за за­вод­ским пру­дом. В это вре­мя по слу­чаю силь­ных до­ждей бы­ли от­кры­ты на пло­тине шлю­зы, а для пе­ше­хо­дов бы­ло пе­ре­ки­ну­то несколь­ко до­сок. Ра­чев бла­го­по­луч­но пе­ре­пра­вил­ся. Но в до­ме он про­си­дел до ве­че­ра, так что ему при­шлось воз­вра­щать­ся в су­мер­ки. Дой­дя до пло­ти­ны, он на­чал вы­би­рать ме­сто для пе­ре­хо­да. Вве­ден­ный в за­блуж­де­ние силь­ным шу­мом и оглу­ши­тель­ным гу­лом па­дав­шей вниз во­ды он уда­лил­ся от то­го ме­ста, где был пе­ре­ход, и, ду­мая ско­рее прой­ти пло­ти­ну, уско­рил шаг и вдруг упал в од­но из са­мых опас­ных мест пе­ред пло­ти­ной, где бы­ло бо­лее трех са­женей глу­би­ны. Из­вест­но, что при от­кры­тых шлю­зах во­да со страш­ной си­лой на­пи­ра­ет на про­хо­ды. Око­ло од­но­го та­ко­го про­хо­да и упал в во­ду Ра­чев. Опас­ность бы­ла ве­ли­ка; ка­за­лось, ни­что уже бо­лее не мог­ло спа­сти упав­ше­го. Неудер­жи­мым на­по­ром во­ды его уно­си­ло в про­ход – ему пред­сто­я­ла вер­ная ги­бель. На­хо­дясь в та­ком от­ча­ян­ном по­ло­же­нии, Ага­пий стал при­зы­вать на по­мощь свт. Ни­ко­лая и пра­вед­но­го Си­мео­на, и мо­лит­ва его бы­ла услы­ша­на. Вне­зап­но, сам не зная ка­ким об­ра­зом, он по­чув­ство­вал, что в ру­ках у него очу­ти­лась од­на из ба­лок, ко­то­рые под­дер­жи­ва­ли мост. Обод­рен­ный, он гром­ко стал звать на по­мощь, но ни­кто не яв­­лял­ся. Дол­го он кри­чал, на­ко­нец стал из­не­мо­гать си­ла­ми. Бал­ка, за ко­то­рую он дер­жал­ся, бы­ла тол­ста, к то­му же она осклиз­ла. От хо­лод­ной во­ды ру­ки его ста­ли ко­че­неть. Еще несколь­ко ми­нут – и он дол­жен был вы­пу­стить бал­ку и по­гру­зить­ся в во­ду. То­гда он опять стал внут­ренне мо­лить­ся и дал обе­ща­ние схо­дить в Вер­хо­ту­рье на по­кло­не­ние свя­тым мо­щам пра­вед­но­го Си­мео­на. Угод­ник Бо­жий, за­ступ­ник на­хо­дя­щих­ся в бе­дах и скор­бях, по­мощ­ник всех при­зы­ва­ю­щих его, немед­лен­но ока­зал Ага­пию свою чуд­ную по­мощь. Вдруг при­бе­жал на­род, и вы­та­щи­ли уто­па­ю­ще­го. Ве­ли­ко бы­ло удив­ле­ние всех, ко­гда Ага­пий рас­ска­зал, как он спас­ся от вер­ной смер­ти по­кро­ви­тель­ством пра­вед­но­го Си­мео­на.

Заводской пруд. Вид на Троицкую церковь с запада.
Фото нач. XX в. из музея с. Кын-завод.

Спу­стя шесть лет, имен­но в 1834 го­ду, сей слав­ный угод­ник Бо­жий див­ным об­ра­зом ис­це­лил от тяж­кой бо­лез­ни сы­на то­го же Ага­пия – Мат­фея Ра­че­ва. Явив­шись бо­ля­ще­му во вре­мя за­бы­тья, пра­вед­ный Си­ме­он на­пом­нил Мат­фею, что у него есть неис­пол­нен­ное еще обе­ща­ние – схо­дить на по­кло­не­ние в Вер­хо­тур­ский мо­на­стырь, по­сле че­го бо­ля­щий вско­ре по­пра­вил­ся и ис­пол­нил свое обе­ща­ние”.5

Почитание праведного Симеона старообрядцами

В Пермском крае и в окрестностях Кыновского завода жили старообрядцы – кержаки.

При строительстве Кыновского завода сюда переселяли целые кержацкие деревни.

Согласно сохранившимся документам в 1838 году в приход Свято-Троицкой церкви был приписан завод в селе Кын и 17 деревень, находившихся на расстоянии до 40 верст от завода: На Долгом Лугу, Черемная, Северная, Нек, Кокшарова, Верхкыновская, Ледянская, Грязнуха, Бабенки, Сухая, Верхсухая, Ельничная, Усть-Серебряная, Уткинская, Харенки, Пермякова и Копчик.6

Праведный Симеон Верхотурский (†1642) жил еще до реформы патриарха Никона (в 1653 году). Поэтому он был весьма чтимым святым и в среде кержаков. Его подвижническое житие, трудолюбие, нестяжание, любовь к молитве – находили отклик в сердцах строгих ревнителей старой веры.

По мнению местного историка-краеведа С. А. Гринкевича, изображение святого Симеона Верхотурского в Троицкой церкви – это и знак примирения Православной Церкви с единоверцами.

Св. Си­ме­он да­же по­сле сво­ей кон­чи­ны не да­вал рас­про­стра­нять­ся в стране сво­ей за­блуж­де­ни­ям, про­тив­ным ис­тин­ной ве­ре хри­сти­ан­ской. Как повествует житие Святого, митрополит Тобольский Игнатий в 1696 г. направил священника и диакона по епархии на­блю­дать, где и как ис­по­ве­ду­ют ис­тин­ную ве­ру Хри­сто­ву, вра­зум­лять укло­ня­ю­щих­ся и обод­рять ко­леб­лю­щих­ся. При­быв в Вер­хо­ту­рье, они уви­де­ли, что в са­мом го­ро­де, да и в окрест­но­стях его, на­род креп­ко дер­жит­ся пра­во­сла­вия и жи­вет бла­го­че­сти­во. Им со­об­щи­ли, что здесь по­се­ли­лись бы­ло лю­ди, укло­нив­ши­е­ся от пра­во­сла­вия, но недол­го они про­жи­ли в сих ме­стах: од­ни из них вско­ре от­ка­за­лись от сво­их за­блуж­де­ний, дру­гие со­всем по­ки­ну­ли ту мест­ность.7

Возсиял еси велие просвещение светлостию чудес твоих, праведный Симеоне, от святаго гроба твоего непрестанно истекающих, и тем далече отгнал еси тьму ересей и расколов от окрестных мест, идеже в правоверии и благочестии подвизался еси и в нетлении телеси почиеши; мы же, чудящеся сим, взываем ти сице:

Радуйся, яко явился еси во стране сибирстей крепкий защитник православия противу развратников и хульников Христовы Церкве;

Радуйся, яко и ныне борющимся с ними усердный пособник обретаешися;

Радуйся, противников Святыя Церкви посрамителю;

Радуйся, злых волков от стада Христова отгнателю…

(Из АкафистА прав. Симеону Верхотурскому)


  1. Усолье расположено на правом берегу реки Камы напротив города Березники, в 183 км от Перми. Усолье было основано в 1606 году, как центр солеваренной промышленности на месте слободы Новое Усолье. До конца XVIII века, Новое Усолье было главным селением Строгановых на Каме. 

  2. https://sobory.ru/article/?object=37498 

  3. Верхотурье – самый старый город Свердловской области. Его называют Духовной столицей Урала. Основан в 1598 году государственной экспедицией Василия Головина и Ивана Воейкова как острог на месте существовавшего ранее мансийского городища Неромкар для защиты одного из главных водных путей в Сибирь: вверх по Каме до Соликамска, затем посуху, и далее вниз по Туре в Обь. 

  4. https://azbyka.ru/days/sv-simeon-verhoturskij-merkushinskij 

  5. https://azbyka.ru/days/sv-simeon-verhoturskij-merkushinskij 

  6. Н. В. Красноперова “Летопись Свято-Троицкой церкви Кыновского завода”. http://encyclopaedia.lysva.ru/2/2-34.pdf  

  7. https://azbyka.ru/days/sv-simeon-verhoturskij-merkushinskij