Историческое поселение Пермского края
Кержаки

Кержаки

Вскоре после раскола русской Церкви, вызванного реформой патриарха Никона, начались гонения на староверов. В первой половине 18-го века старообрядческие скиты, расположенные на реке Керженец в Нижегородской губернии, были уничтожены. Пермская губерния стала пристанищем для тысяч кержаков, вынужденных массово бежать на восток Российской Империи.

Сейчас в Кыну почти не осталось людей, которые осознают себя кержаками. Знания о традиционном укладе жизни и религиозных устоях постепенно утрачиваются. Некоторые жители формально являются кержаками, но уже не соблюдают обряды.

Ну у нас много здесь староверов было, это сейчас уже все изродились, все умерли. А, как правило, дети, мы не верим ни во что в это.

Зоя Александровна Ракланова

Однако воспоминания о поколении, рожденном в начале 20-го века, отчасти помогают реконструировать быт кыновских кержаков.

Места расселения

Представители старообрядчества в основном заселяли часть Кына, называемую Криуша. Михаил Егорович и Валентина Дмитриевна Ёлоховы вспоминают, что они жили и за Криушей – в Петушатах и на Долгом лугу. В то же время Зоя Александровна Ракланова, бабушка и дедушка которой были кержаками, рассказывает, что их дом находился в другом районе Кына – Заурале:

Да они по всей деревне жили. Бабушка с дедушкой как жили в Заурале, так и жили.

Зоя Александровна Ракланова

То есть границы общины не были фиксированными, кержаки могли селиться в любой части села. Сейчас их потомки, в основном, живут рядом с Чусовой – в Закыне или Криуше.

Ну у нас, как говорится, здесь вот, на горе, нету. Там, внизу, кержаки есть.

Тамара Александровна Нечаева

Отношение к кержакам

Несмотря на многолетнее сосуществование кержаков и православных в Кыну, к представителям старой веры иногда относились предвзято или с опасением.

Ну кто как (относился), с опаской, пренебрежением даже, что во – кержаки, обзывались.

Любовь Алексеевна Остапчук

Впрочем, в селе такое отношение к кержакам было скорее исключением. Например, строгих запретов на вступление в брак с представителем старой веры не существовало. Потомки кержаков рассказывают о «смешанных» браках:

Я ведь говорю: у меня папа православный, мама – староверка.

Зоя Александровна Ракланова

Жители села много рассказывают об открытых и радушных кержаках:

И немножко над кержаками смеялись, засмеивались, их как-то бы недолюбливали, а хотя они были хорошие люди. И они вот, если к ним придешь за помощью, они всегда тебе оказывали помощь.

Светлана Владимировна Чудинова

Принято считать, что семьи кержаков держатся закрыто и обособленно. В то же время истории, рассказанные местными жителями, доказывают, что в Кыну старообрядцы не избегали контактов с другими кыновлянами и не сторонились их. Например, старожил села, Нина Николаевна Желонко, рассказывает о своем опыте общения с кержацкой семьей Тудвасевых:

У нас добрые (отношения) были… В этой семье тоже было много детей – восемь. И когда, видимо, то ли бабушка болела, то ли еще что, и мама меня туда отправляла, в ту семью… Ну я даже иногда там ночевала… А я любила там ночевать, там весело – столько детишек-то.

Нина Николаевна Желонко

Быт

Страх в отношении староверов (не всегда обоснованный) скорее всего был связан с их несколько отличным бытом и расхождениями в традиционном укладе жизни. В быту кержаков одним из основных правил считалось наличие индивидуальной посуды у каждого члена семьи. Сейчас этот обычай бытует повсеместно, многие жители, вспоминая об этой кержацкой традиции, одобряют ее и предполагают, что староверы поступали так из соображений гигиены. Все приготовленные блюда они раскладывали по тарелкам – есть своей ложкой из общей посуды было запрещено. Гостям предназначались отдельные сервизы:

Раньше они просто не поили людей из своей посуды, если хорошо подумать, это чисто гигиена шла, потому что болезней было очень много… И всяких болезней, и люди ходили всякие. Они накормят, они напоят, они были очень такие, но, конечно, посуда была отдельная.

Зоя Александровна Ракланова

Да еще вот, про кержаков только могу сказать: у них вот у каждого была своя чашка… Ну так я вот не знаю, какие отличия.

Нина Николаевна Желонко

В некоторых семьях этот обычай дополнялся тем, что за каждым блюдом был закреплен столовый прибор, с помощью которого его нужно было есть:

У бабушки еще определенные блюда можно было только есть ложкой или вилкой… Потому что она мальчишкам с покоса поставила творог. И она дала им всем вилки. То есть не ложки, а вилки.

Вера Николаевна Симонова

Кержацкие семьи держали большое хозяйство, в которое, кроме прочего, входила также пасека. Поэтому у староверов всегда был свой мед.

И вот еще кержаки обязательно держали пчел, обязательно был мед, то есть все хозяйство было, плюс пчелы.

Светлана Владимировна Чудинова

Когда советская власть стала вводить политику раскулачивания, весть об этом вовремя дошла до родственников Веры Николаевны, и они успели раздать свое богатое хозяйство соседям, чтобы оно не пропало.

Своевременно, все-все-все, чтоб не отобрали, здесь все осталось, они все это раздали, и раскулачивать было нечего уже.

Вера николаевна симонова

Известно, что многие кержаки не признавали больничного лечения и в случае болезни не принимали медикаменты. Жители Кына помнят об этой особенности старообрядцев. Вера Николаевна говорит, что в ее семье все обладали хорошим иммунитетом, мало болели и, действительно, старались не принимать лекарств. Некоторые вспоминают о народных средствах, таких как рыбий жир или сосновая живица, которые применяли кержаки:

Вот я только одно знаю, что их спасал рыбий жир – вот мы не пили рыбий жир… Они могли даже на рыбьем жире жарить.

Нина Николаевна Желонко

И потом на основе ее (живицы) еще делали лекарство от ожогов. Там идут пропорции… знаю, что сливочное масло туда входит. Мне вот, это тоже делали кержаки.

Светлана Владимировна Чудинова

Кержакам было запрещено стричь волосы и сбривать бороду. Поэтому, например, бабушка Веры Николаевны и Любови Алексеевны всегда заплетала длинные косы, а дедушка следил за бородой. Вера Николаевна, вспоминая об этом, смеется над тем, что брезгливость (которую она только отчасти считает кержацкой чертой) мешала ей потрогать красивую бороду деда:

У дедушки была очень красивая борода. И вы представляете, что во мне творилось: чувство брезгливости и потрогать дедушкину бороду!

Вера николаевна симонова

Обстоятельства могли заставить кержаков сбрить бороду, например, в армии – с целью гигиены. Зоя Александровна говорит, что сами староверы к такой необходимости относились с пониманием:

После армии-то усы у него (дедушки) были, а бороды не было.

Зоя Александровна Ракланова

Образование

К образовательным учереждениям кыновские кержаки в 20-ом веке относились без опасения. По свидетельствам жителей, дети старообрядцев обучались не дома, а в местной школе вместе с остальными ребятами, а потом могли поступать в университеты в городах, чтобы получить профессию.

Нет, мы уже как нынешнее поколение современное. Когда даже бабушка вот… они уже с родителями жили уже не закрыто, как вот кержаки, да, вот эти староверы, а они уже немножко жили посовременней. Дочери у них уже учились в Екатеринбурге, понимаете. А если закрытые кержаки, эти вообще, у них домашнее обучение, они не ходили никуда и были закрыты, у них там было свое вот общество, и все вот. А уже бабушка моя уже да, она уже училась, она уже работала почтальоном и сестры ее тоже.

Виталина Борисовна Чудинова

У бабушки все выучились. И в школе отучились, и после школы.

Зоя Александровна Ракланова

Но вот дедушка, он же был грамотный, хотя он такой своеобразный мужчина у нас, интересный, очень интересный, закрытый, все-таки он был у нас такой.

Вера Николаевна Симонова

Воспоминаний о закрытых семьях кержаков, проживавших в Кыну, в селе не осталось. Хотя все дети из старообрядческих семей учились в школе, некоторые рассказывают, что им нельзя было вступать в пионерскую и комсомольскую организации. Несмотря на это, дети тайком или открыто становились октябрятами, пионерами и комсомольцами. Забавную историю об этом рассказала Вера Николаевна:

В восьмом (классе) надо было уже в комсомол вступать. И дедушка первый раз, по-моему, со мной заговорил (смеется)… “Скажи, что ты не готова”. Нельзя же кержакам-то в комсомол-то вступать. Ни в пионеры, никуда нельзя… Ну нет, я еще и секретарь комсомольской организации, я ж не могу, я ж передовичка. (смеется)

Вера николаевна симонова

Светлана Владимировна поделилась с нами рассказом о знакомой из кержацкой семьи, которая втайне от родителей стала пионеркой и носила галстук в портфеле, надевая его, когда шла в школу, и снимая, когда возвращалась домой.

Религиозные особенности

Обряд крещения – или, по-другому, погружения – старообрядцы проводили дома сами:

Забирали дочь, уходили в комнату, там была бабушка, ну приезжала. Крестный, вот они чего-то там молитвы читали, потом в воду погружать. Но это не крещение было, это погружение.

Зоя Александровна Ракланова

В обычные дни кержаки молились дома в уединении, детям было строго запрещено мешать взрослым, на праздники собирались и читали молитвы нараспев:

Ну бабушка все религиозные праздники… соблюдала. В доме у них приходил старший, как священник… И мама вот говорила, что собирались вот дедушкины братья все и их родители, там еще кто-то собирался. Вот все молитвы, особенно, говорит, на Пасху, вот они очень пели все мужчины, у них были очень хорошие голоса.

Любовь Алексеевна Остапчук

Сейчас уже мало кто помнит, что в Кыну староверы имели своего старейшину Илёсу, у которого они собирались по религиозным праздникам. Дом, где проходили службы, находился на другом берегу Чусовой – напротив Кына. Позже статус старейшины перешел к Михаилу Кокшарову:

Молиться ходили, вот там, если видели, вон с той стороны дом стоит, ну там геологов сейчас считается дача. Там раньше было два дома, и был Илёса, вот они к нему ходили молиться – ну как молебный дом был. Так дома молились, а какой-то праздник или перед праздником – они ходили туда и там молились… Потом был Кокшаров Миша, он как бы перенял уже это, он вел это, все службы, все.

Зоя Александровна Ракланова

Молитвенные книги, реликвии

У кержаков были свои молитвенники, многие из которых не сохранились. В основном, потомки кержацких семей не знали, в чем заключалось расхождение между этими книгами и православными молитвенниками, но все-таки пытались их уберечь:

Молитвы-то, молитвенники одни, только, может, где-то православные, может, чего-то искажено, а те более это самое. Иконы такие же. Книг было много, но куда книги ушли… Там, конечно, было написано уже не вот так вот, как сейчас читается, на своем.

Зоя Александровна Ракланова

Об утерянной семейной реликвии рассказала нам Вера Николаевна:

Но она (бабушка) всегда соблюдала, она всегда молилась, и у ней была книжка. Кожаная, за ней охотились, мы ее берегли, ночь не спали, мы караулили… и все равно выкрали у нас. Представляете, кожа старинная, все это старославянское, и вот я как запомнила еще, такая обводочка и на кнопочку закрывалась.

Вера Николаевна Симонова

Мама Зои Александровны нашла старообрядческий восьмиконечный крест у себя в огороде.

Похоронный обряд, кержацкое кладбище

Так как в Кыну не осталось кержаков, которые соблюдают обычаи своих предков, похоронный обряд тоже видоизменяется, многие его элементы утрачивают свое значение. Вера Николаевна рассказала нам, что ее бабушку хоронили в саване и в гробу:

Ну нет, уже в наше время мы сильно не придерживались. Да, было все, все равно вот ткани, саван все равно вот.

Вера Николаевна Симонова

По традиции кержаков опускали в землю только в саване. О таком погребении еще помнит Светлана Владимировна:

Я была на похоронах кержака. Ну молодой просто он. Зять. И его в саван, он был в ткани белой завернут и без, без гроба.

Светлана Владимировна Чудинова

Вещи покойного после смерти разбирали, что-то оставляли себе, большую часть раздавали знакомым и соседям.1

Раньше кержаков в Кыну было много, их хоронили на собственном кержацком кладбище, которое находится в лесу за Петушатами – немногие местные знают, как найти дорогу к нему. Когда в Кыну еще оставались кержаки, придерживающиеся религиозных устоев, старшие в общине могли решать, кого можно хоронить на этом кладбище, а кого нельзя:

Ну вот поэтому, вот наша бабушка и была очень мягкой, очень гостеприимной, и за ее гостеприимство, за ее вот эту доброту и к людям общение ее запретили хоронить. У них свое отдельное кладбище было вот здесь. Когда пришло время ее хоронить, ее не пустили.

вера николаевна симонова

Сейчас на этом кладбище нет новых захоронений. Тем не менее оно тоже изменяется, дети и внуки кержаков меняют разрушенные временем кресты на памятники:

Сейчас там памятники точно такие же (как на православном кладбище).

Зоя Александровна Ракланова

Раньше были просто кресты, а сейчас как бы потомки этих кержаков… там более-менее уже прилично сделали.

Долгушина Наталья Васильевна

В советское время, когда представители любых конфессий не имели возможности открыто исповедовать веру, многие религиозные традиции потеряли свое значение и начали забываться. Так случилось и с кыновскими кержаками, которым долгое время после никоновской реформы удавалось придерживаться своих воззрений.

Это просто кержаками их называли, по нормальному-то, они староверы, и крестятся они перстами, не щепетью… Если человек верит, он что православную, что кержацкую веру верит.

Зоя Александровна Ракланова

Фото обложки: https://fishki.net/2590247-zabytye-narody-sibiri-kerzhaki.html


  1. подробнее о похоронных обрядах читайте в статье “Семейные традиции“